«Для детей изоляция длится дольше, чем для взрослых»

Еще в середине апреля, после двух недель самоизоляции, президент Российской ассоциации телефонной экстренной психологической помощи Андрей Камин отмечал, что у родителей возникают сложности с обучением и пониманием своих чад, из-за чего усиливаются суицидальные настроения. Директор центра «Насилию.нет» Анна Ривина сообщала об учащении случаев насилия над детьми. Plus-one.ru попросил психолога Ларису Суркову рассказать о состоянии школьников, уже больше полутора месяцев запертых с родителями в четырех стенах.

Для детей изоляция длится дольше, чем для взрослых. Если ребенку восемь лет, то два-три месяца — большой отрезок в его жизни. Достаточно вспомнить, какими изменившимися ученики возвращаются в школу после летних каникул. И карантин — совершенно особые условия жизни. К ним были не готовы ни дети, ни родители.

Чтобы ответить на вопрос, как на школьников, на их психику, на физическое состояние повлияла самоизоляция, нужно проводить специальное исследование. Очень многое зависит от возраста ребенка. Школа — это большой жизненный этап. И здесь одного ответа быть не может.

И это сразу отразилось на их отношениях с детьми, на конфликтах внутри семьи. Родители сидели над детьми, повышали на них голос, требовали результатов, пытались чему-то учить. Третья сторона — учителя — оказались не готовы к удаленному формату, не захотели осваивать новые системы преподавания. И родители вынуждены были занять учительскую позицию. И если маленькие дети не понимают материал, который им объясняют родители, начинаются жалобы: «Я плохая мать, потому что не справляюсь» и так далее.

Ученики средней школы пережили стресс перехода на онлайн-обучение в более «лайтовом» варианте, потому что все подростки сами умеют обращаться с компьютерами. Многие выстроили свою систему обучения самостоятельно, без помощи родителей. Их учителя сразу предупредили, что в сентябре придется все заново проходить, хорошо понимая, что прочное усвоение знаний сейчас невозможно. Способности подростков к самоорганизации не хватает на дистанционное обучение: очень много отвлекающих факторов.

Тяжелее всего 11-му классу. Если девятый уже выдохнул (освобождены от сдачи ОГЭ), то выпускники не понимают, предстоит им поступление в вуз или это будет потерянный год. Перед ними всерьез встал вопрос о будущем. Особенно перед мальчиками, ведь у них выбор — либо армия, либо институт.

Записала

Дарья Бекетова