19.01.2018

Поможем планете выздороветь

В Берлине проходит Неделя моды, ключевыми темами которой стали «устойчивый» и эко-дизайн. Эксперт в этих сферах, Ольга Джонстон-Антонова делится с читателями «+1» принципами своего образа жизни, выходящими за рамки моды.

Ольга Джонстон-Антонова
Ольга Джонстон-Антонова
Фото: Тобиас Николаев (Tobias Nikolajew)

Прошедший 2017-й стал годом массового увлечения велнессом. Количество практикующих медитацию, йогу, mindfullness (медитация «полноты разума» — прим. ред.) и альтернативные практики неумолимо растет. Отчет Global Wellness Economy Monitor свидетельствует, что размер индустрии велнесс вырос за последние два года более чем на 14%. Экономика отрасли составила $3.7 трлн уже в 2015 году. Уставшее от стрессов человечество ищет способы восстановления гармонии и баланса. Мы одержимы желанием быть здоровыми физически, ментально и духовно.

Однако на фоне моды на здоровый образ жизни теперь уже планета заявляет о своих хворях страшными катаклизмами. Вспомним ураганы Харви, Ирма, Мария, пронесшиеся по островам Карибского бассейна, побережью Техаса и Флориде; потопы в Юго-Восточной Азии и Африке и другие чрезвычайные происшествия.

Экологи все чаще объясняют их невиданным уровнем сверхпотребления, которым увлечены жители индустриального мира. Безобидные с виду покупки — и, как результат, увеличение бытовых отходов — оставляют экологический «след», нередко превышающий промышленный!

Так было, например, в Пекине в 2015 году. 60% потребителей в Китае подтверждают, что покупают вещи, которые им не нужны. Глава отдела политики исследовательского центра природоохранного Министерства Китая поднимает вопрос о создании инициатив, регулирующих потребление, в дополнение к программам по экологизации производства, управления и бизнеса.

В 2015 году ООН публикует для всех нас, жителей Земли, документ «Повестка дня в области устойчивого развития до 2030 года», рассказывающий о критическом состоянии окружающей среды. Я бы назвала его «Крик души планеты». Называя цели устойчивого развития (ЦУР), документ дает конкретные подсказки, что именно нужно сделать — причем незамедлительно, — чтобы к 2030 году предотвратить запуск необратимых процессов, связанных с изменением климата. Если мы и дальше будем продолжать игнорировать ЦУР, то к этому сроку станем жертвами дефицита природных ресурсов, в том числе 40% населения будет не хватать воды.

Первые тревожные звоночки идут уже сейчас. Так, в сентябре 2017 года муниципалитет Штелленбош (района ЮАР, на весь мир знаменитого своими виноградниками) объявил о введении 5-го уровня ограничений в этом вопросе. Жители провинции имеют доступ всего к 87 литрам воды в сутки на человека, которых должно хватить на питье, приготовление пищи, принятие душа и хозяйственные нужды. Нарушителям грозит штраф.
Какой регион станет следующей жертвой нашего равнодушия к здоровью планеты? Ведь последствия выразятся не только в отсутствии вина на столе: в частности, это чревато массовой миграцией населения и связанными с ней проблемами.

У человечества один дом: Земля. Если сознательное потребление — ключ к решению проблемы, то каждый из нас, потребителей, отвечает за спасение жизни на планете. Сегодня мы, а не политики голосуем кошельком за свое будущее. И в нынешнем море проблем это — хорошая новость.

Каждый сам для себя решает, как распоряжаться финансами. Здесь нам никто не указ, кроме наших желаний, нужд и сознания. Можешь заполнить быт полезными вещами — а можешь захламить свою жизнь, да и всю Землю в итоге. Которая, если не поменять потребительские привычки сегодня, не пощадит нас завтра.

Предлагаю не ждать сигналов бедствий, указов политиков, бизнес-решений и технологических инноваций, а действовать самостоятельно. Мне нравится понятие «зеленое» потребление; так давайте сделаем его нормой! Оно должно стать столь же неотъемлемой частью здорового образа жизни и всестороннего развития человека, как полезная еда, спорт, образование и духовное саморазвитие.

Зеленое потребление — это просто

Расхламить свою жизнь, улучшить экологию планеты и притом сберечь свои же финансовые ресурсы несложно. Вот, например, моя «Азбука „зеленого“ потребления».

1. Выбирайте местных производителей одежды и продуктов. Так удастся сократить углеродный след от их транспортировки и заодно поддержать местную экономику. Вы можете быть спокойны, что произведенная недалеко от вас вещь не была изготовлена в потогонных, рабских условиях, таких как на печально известной фабрике Рана Плаза в Бангладеше, или за счет детского труда, до сих пор используемого в индустрии моды и текстиля. Нам не нужен Титаник на нашей совести, угнетенные строители которого на судоверфи в Белфасте, по преданию, прокляли каждый вбитый в корпус лайнера гвоздь.

2. Будьте требовательны к качеству: купите одну действительно достойную вещь вместо нескольких дешевых.

3. Выбирайте «устойчивые» бренды, которые отвечают за экологичность товара в своей категории, от еды, одежды и бытовой химии до мебели, предварительно проверив наличие у них сертификатов. Например: C2C — лучший сертификат, гарантирующий «золотой» стандарт экоустойчивости. Еще стоит знать Fair Trade, Ecocert и те, что приняты индустрией одежды и текстиля.

Не помешает зайти на сайт компании, проверить экологическую политику бренда. Ответственные производители сообщают, из каких материалов, где и как производится их продукт. Образцом может служить известный бренд Levi’s, на сайте которого можно ознакомиться с вопросом экоустойчивости в моде, причем уже и на русском языке.

4. Чтобы минимизировать негативный экологический след при эксплуатации товара и заодно сэкономить на счетах, проверьте рейтинг энергической эффективности прибора перед его покупкой. Холодильники, стиральные, посудомоечные машины и другие электроприборы в идеале должны иметь маркировку А+, A++, A+++, гарантирующие самый высокий уровень энергоэффективности. Для предотвращения утечки тепла из дома или офиса узнайте энергетическую эффективность вашего жилья и его компонентов: окон, изоляции, системы отопления и подогрева воды. Есть и другие «лайфхаки».

5. Заметно уменьшить экологический след реально, изменив привычки в эксплуатации одежды. Так, не все вещи требуют частой стирки. Шерстяные изделия послужат долго, если их проветривать или «выносить» на мороз. Популярным становится метод заморозки джинсов. Еще можно попробовать вывести само пятно, не загружая всю вещь в стиральную машинку.

Новые этикетки на одежде в виде красных сердечек вместо температуры на значке со стиральной машинкой призывают нас «не перестирать» (инициатива компании Электролюкс AEG). Реже обращайтесь в химчистку, но и там отдавайте предпочтение компаниям, что работают без применения токсичного перхлороэтилена, а в идеале используют возобновляемые источники энергии.

6. Перед покупкой одежды подумайте, как часто и долго планируете носить эту вещь. Считается, что если вы наденете ее минимум 30 раз, это оправдывает покупку.
Не менее важно знать, что делать с вещью, когда вы перестанете ею пользоваться. Зеленое потребление подразумевает сокращение отходов. Вместо того, чтобы отправить надоевший вам свитер или пальто в мусор, найдите способ дать им вторую жизнь: обновить, украсить аппликацией, кружевом или тесьмой. Передать другому, принести на мероприятие по обмену одеждой, сдать в секонд-хэнд или благотворительную организацию... В столицах таких особенно много. Но даже если там, где вы живете, нет благотворительной компании по сбору одежды, организуйте подобную инициативу сами!

Если же перепробованы все варианты «спасения» вещи, но они не подошли, несите одежду на переработку. Таким образом, не придется рубить новые деревья на вискозу, добывать нефть для полиэстерных тканей, выращивать новые хлопок, шерсть, пух, кожу: ведь эти ресурсы уже имеются в нашем распоряжении.

Так, например, вещи принимают на переработку в магазинах Н&М. Причем не только одежду, но и обувь с домашним текстилем, в любом состоянии! Несите сюда простыни, полотенца, старые скатерти, шторы, дырявые носки и даже использованные тряпочки для уборки дома. В награду за содействие вы получите ваучер со скидкой на покупку, а сданные вами вещи попадут на переработку в большой центр ресайклинга в Германии.

7. Избегайте пластиковых упаковки, пакетов, посуды и трубочек для питья, которыми злоупотребляют супермаркеты и заведения общепита, предлагающие вариант «на вынос». Не обманывайтесь и одноразовыми бумажными стаканчиками: большинство их имеет тончайшее пластиковое покрытие на внутренней поверхности и не поддается переработке. Альтернатива: максимальный отказ от упаковки, использование одноразовых приборов и посуды из бамбука, «съедобные» ланч-боксы, возвращение к традиционной сетке-aвоське.
Ну а любителям «кофе с собой» посоветую всегда иметь при себе любимую керамическую или стеклянную кружку или стаканы специального дизайна для горячих напитков «на ходу»: некоторые кофейни, в частности Starbucks, уже предлагают скидку на чай или кофе, если покупатель приходит со своей тарой. Появились в Европе и стартапы вроде Recup, решающие проблему перепoтребления стаканчиков для горячих напитков c помощью депозита: платишь дополнительно один евро за стакан и возвращаешь его в следующий раз в этом или любом другом кафе-участнике программы.

Как потребители, мы обладаем великой силой. Именно наш выбор товаров, брендов и способов эксплуатации вещей способен спасти или разрушить мир, улучшить качество своей жизни и здоровье планеты. Разве это не лучшая мотивация, чтобы сделать 2018 год годом начала зеленого потребления, поворотным в истории человечества?

Çàãðóçêà...