Почему ограничение доступа к информации тормозит устойчивое развитие страны

В Госдуму внесен законопроект, облегчающий удаление информации из сети по заявлению граждан, которые могут доказать, что данные порочат их репутацию и достоинство. Инициатива депутатов усилит давление на СМИ, указывают эксперты. Между тем в 2022 году в России и так резко упала доступность общественно важной информации после того, как власти закрыли ряд публичных реестров. Plus‑one.ru разбирается, почему новые законы препятствуют устойчивому развитию.

Блокировки выйдут боком для общества и природы

Граждане РФ могут получить возможность в ускоренном порядке добиваться ограничения доступа к интернет-данным, которые порочат их честь и достоинство. Соответствующий законопроект 13 июля поступил на рассмотрение в Госдуму. Сейчас для удаления информации в сети необходимо обратиться в прокуратуру, чьи сотрудники в течение 10 дней проверяют контент и выносят решение, но депутаты сочли такую процедуру излишней. «Вмешательство прокурора в подобные ситуации нарушает баланс частного и публичного интереса», — считают представители КПРФ, инициировавшие законопроект. По мнению депутатов, заявки на блокировку должны оперативно рассматриваться судами, как это происходит при нарушениях авторских и смежных прав.

В случае, если суд примет решение о блокировке, владелец ресурса, где были размещены порочащие честь данные, должен будет удалить их в течение суток. При бездействии администрации сайта доступ к информации ограничит «Роскомнадзор».

Законопроект может быть использован для контроля за средствами массовой информации, сообщил Plus-one.ru директора АНО «Информационная культура» Иван Бегтин. «Упрощенный механизм удаления порочащих репутацию данных, вероятно, можно будет использовать для блокировки острых публикаций в медиа. Сейчас и так не лучшие времена для журналистов, создавать новые инструменты давления на них — значит усугубить ситуацию», — считает эксперт.

В «Гринпис России» считают, что из-за размытых формулировок облегченный порядок удаления «порочащих честь и репутацию данных» может быть использован для блокировки публикаций, вскрывающих факты промышленного загрязнения окружающей среды, браконьерства и нарушения режима охраны природных территорий.

За год статистику засекретили минимум 10 ведомств

Тенденция к снижению информационной прозрачности зародилась в России еще в начале 2010-х, а в последний год явно обострилась, заявил Plus-one.ru глава комитета Союза юристов Москвы Александр Толмачев. По его мнению, одним из наиболее ощутимых ограничений стало недавнее закрытие Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). Напомним, 7 июля в Госдуме решили открывать доступ к объектам в реестре лишь с согласия собственников. Закон вступит в силу с 1 марта 2023 года. Сейчас третьи лица могут свободно получать информацию об объектах недвижимости.

Нововведение создает возможности для мошенничества и рейдерства, указывает Александр Толмачев. Он уверен — власти продолжат закрывать публичные реестры.

По мнению экс-главы Совета по правам человека, профессора Михаила Федотова, тенденция к ограничению доступа к информации в стране сформировалась еще в середине 1990-х, и с течением времени только усиливалась. «Новые законы указывают на то, что тренд сохранится», — считает эксперт. Он напомнил, что с 2006 года в России действует закон об информации, в том числе он устанавливает, какие сведения должны быть всегда открыты.

Так, в документе говорится, что гражданам необходимо иметь доступ к нормативным актам, затрагивающим их права, свободы и обязанности. Кроме того, должны быть открыты данные о деятельности госорганов и органов местного самоуправления, использовании бюджетных средств, состоянии природы. В разговоре с Plus-one.ru Михаил Федотов подчеркнул, что схожий перечень сведений, не подлежащих засекречиванию, есть в законе о гостайне.

«К сожалению, эти два перечня не совпадают. Из-за этого возникают случаи, когда по одному закону доступ к информации не может ограничиваться, а в соответствии с другим — может. Например, в законе о гостайне сказано, что нельзя засекречивать данные о здоровье первых лиц государства. Однако доступ к такой информации можно запретить вполне законно — с помощью положения о врачебной или профессиональной тайне», — сообщил эксперт.

Тем временем государственные данные продолжают исчезать из общественного доступа. Так, 14 июня Минфин временно засекретил расходы бюджета страны, решив публиковать только общую сумму. Среди прочего были скрыты расходы по статье «Национальная оборона»: власти указали, что это поможет снизить риск введения новых санкций.

С апреля в РФ недоступна отчетность по экспорту и импорту. Федеральная таможенная служба объявила, что не будет публиковать информацию «во избежание некорректных оценок, спекуляций и разночтений». Минэнерго в апреле прекратило предоставлять данные о производстве и продажах нефти за рубеж.

Первым в режим «секретности» в 2022 году перешел российский ЦБ. Еще в марте он перестал публиковать подробные сведения о золотовалютных резервах, а затем изъял из публичного доступа большинство показателей банковского сектора.

Кроме того, с начала года оказались недоступны некоторые разделы на сайтах Росимущества, Росморречфлота, Россотрудничества и Федеральной пробирной палаты, которая контролирует оборот драгоценных металлов и камней.

Ограничение доступности данных тормозит устойчивое развитие

В мае Минфин частично скрыл сведения из госреестра юридических лиц (ЕГРЮЛ). Общественники, экологи и журналисты постепенно лишаются возможности выяснить, кому принадлежат те или иные производственные цеха и промышленные площадки, сообщил Plus-one.ru председатель Ассоциации журналистов-экологов, сопредседатель Социально-экологического союза Александр Федоров. По его мнению, ограничение доступа к реестру юрлиц замедляет общественный контроль и создает прецеденты для коррупционных и экологических нарушений.

Эксперт отметил, что несмотря на закон «Об информации», согласно которому любые данные об окружающей среде в РФ, за исключением гостайны, должны быть открыты, доступность актуальных экологических сведений минимальна. «Есть публичные отчеты Росгидромета, Рослесхоза, но это все агрегированная информация — по ней нельзя понять, что происходит в конкретной точке в конкретное время. Все попытки общественности добиться своевременной прогнозно-аналитической информации не имели успеха. Поэтому новые ограничения не так значимы: многие данные давно труднодоступны», — считает Александр Федотов.

Данные о собственнике объекта помогали разобраться в экологических нарушениях на территориях с запутанной историей, сообщила Plus-one.ru координатор движения «ЭКА» Мария Малороссиянова. «Например, жители Красногорского городского округа Подмосковья с помощью ЕГРН выявили собственника участка, относящегося к лесному фонду. По закону такие земли нельзя покупать, можно только арендовать. Жители возмущены, потому что владелец собирается строить на месте леса жилые дома», — рассказала эколог.

Информация из общедоступных реестров использовалась для введения западных санкций и «дискредитации» граждан РФ, поэтому ограничение доступа — естественная защитная мера, уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин. «Речь идет о безопасности россиян и компаний, данные которых утекают за рубеж. Конечно, перманентное закрытие всех данных ЕГРН — ненормальная мера, но как временное решение она весьма эффективна», — считает политолог. Он подчеркнул, что если информация не вернется в общественный доступ «после прохождения острой фазы кризиса», то это откроет чиновникам пространство для злоупотреблений.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Георгий Кожевников