Как экопроекты выживают в условиях санкций и ухода международных компаний

Как чувствуют себя российские экопроекты в нынешний кризис? С какими трудностями они столкнулись и как их преодолевают? Есть ли у «зеленой» повестки будущее в России? Чтобы ответить на эти вопросы, Plus-one.ru пообщался с отечественными компаниями и НКО, которые занимаются раздельным сбором и переработкой отходов, восстановлением лесов и популяризацией экокультуры.

Что и как повлияло на вашу работу в 2022 году?

Никита Никишкин, основатель сервиса эффективного управления отходами «Убиратор»:

«Во-первых, санкции привели к временной заморозке инвестиционной активности в стране и высоким процентным ставкам в банках. Это снизило доступ к финансированию для развития нашего проекта.

Во-вторых, падение экономики породило локальное снижение спроса на упаковку из вторсырья, что вызвало обрушение цен на макулатуру. К этому добавилось сезонное снижение спроса, которое всегда бывает летом. Это привело к уходу многих игроков с рынка отходов».

Сергей Тушев, сооснователь экоцентра «Сборка»:

«В структуре доходов нашего экоцентра экопросвещение всегда занимало более высокое место, чем продажа вторсырья. Несмотря на расхожую фразу „мусор — золотое дно“, из более чем 40 собираемых нами видов вторсырья более 30 малорентабельны или убыточны. Сейчас, когда объем заказов на экопросвещение упал, есть риск откатиться назад.

Пострадал и формат так называемых „подвешенных экскурсий“, когда благотворитель (человек или компания) авансом оплачивает экскурсии или мастер-классы для тех, кто ограничен в финансах (многодетные семьи, дети-сироты, люди с проблемами со здоровьем). Таких экскурсий стало заметно меньше. Но нельзя сказать, что все остановилось, — даже в трудные времена многие помнят о важности взаимопомощи и поддержки сообщества».

Ирина Козловских, PR-директор фонда «Второе дыхание»:

«Мы чувствуем себя, наверное, как все. Есть трудности и сложности, но мы продолжаем свою работу — сбор и перераспределение вещей, ведь нуждающихся и людей, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, меньше не становится.

Часть партнерских пунктов приема одежды располагалась в магазинах фэшн-ритейла, которые приостановили свою деятельность. Но за первое полугодие мы подключили партнера с сетью постаматов по всей России и смогли сохранить возможность для наших сторонников сдавать вещи на благотворительность или переработку. Так что объемы сбора у нас не упали».

Марианна Мунтяну, президент Русского климатического фонда:

«В связи с экономической нестабильностью мы оказались вынуждены заморозить ряд проектов и сократить расходы. Например, этой весной перенесли некоторые мероприятия проекта „Леса для климата“, в рамках которого при поддержке наших партнеров-компаний планируем высадить на территории России 1 млрд деревьев к 2050 году.

Аналогичная ситуация — с проектами, направленными на экопросвещение. Они заморожены до лучших времен или перенесены заказчиками. Безусловно, стало сложнее планировать долгосрочные инициативы из-за непредсказуемости ситуации. Но решительность и оптимизм остались, что помогает нам продолжать работу».

Как справляетесь с последствиями кризиса?

Никита Никишкин, основатель сервиса эффективного управления отходами «Убиратор»:

«Ситуация уже начала меняться. Думаю, через три-шесть месяцев мы будем наблюдать профицит инвестиционного предложения, и компании, которые смогут пережить кризис, получат много ресурсов для ускорения своего развития. Они нарастят долю рынка за счет ушедших конкурентов. Мы уже сейчас видим рост числа заявок на подключение к сервису „Убиратор“. В общем и целом ситуация, безусловно, непростая, но в перспективе нескольких месяцев она создаст для нашей компании большое количество новых возможностей».

Сергей Тушев, сооснователь экоцентра «Сборка»:

«Мы усилили работу с нашим сообществом. У нас около 40 тыс. сторонников, каждый из них где-то работает. Сторонники стали приглашать нас к себе в офисы и на предприятия для внедрения раздельного сбора отходов и экологического просвещения коллег. Удастся ли таким образом заменить выпавшую долю выручки? Пока сложно прогнозировать».

Марианна Мунтяну, президент Русского климатического фонда:

«Первый шаг, который мы сделали на пути к решению проблемы, — это усиление фандрайзинга. А именно: в нашей команде появился человек, который отслеживает государственные и муниципальные гранты. Участие в таких конкурсах приобрело более системный и целенаправленный характер. Например, этой весной, как и многие НКО, мы подавали заявку на участие в конкурсе Фонда президентских грантов, премии губернатора Московской области, а сейчас у нас в работе заявка на грант мэра Москвы».

Есть ли будущее у экоповестки в России?

Никита Никишкин, основатель сервиса эффективного управления отходами «Убиратор»:

«Такие компании, как наша, работают на стыке информационных технологий и экологии — сферах, которые так важно развивать нашей стране. Поэтому сейчас рассчитываем получить государственную поддержку в Moscow Seed Fund и Российском фонде развития информационных технологий. Это поможет нам стать сильнее и успешнее, а также в перспективе начать выходить на рынки дружественных стран».

Сергей Тушев, сооснователь экоцентра «Сборка»:

«Стала расхожей фраза: „Не до экологии сейчас“. Мы с этим не очень согласны. Те, кто сортировал отходы, продолжает это делать. Компании, для которых цели устойчивого развития — не просто хайп, продолжают реализовывать свои проекты, раздельно собирают отходы и просвещают сотрудников на наших экоквестах, лекциях и экскурсиях. Но, к сожалению, кардинально сократилось количество новых проектов и инициатив. Это действительно проблема, и без помощи сообщества нам точно не справиться».

Марианна Мунтяну, президент Русского климатического фонда:

«Направленность на дружелюбное к окружающей среде производство, на устойчивое развитие компаний, на экологизацию образа жизни россиян, разумеется, останется. Однако развиваться в этом направлении мы будем медленнее, чем в недалеком прошлом. Полагаю, что компании, которые и раньше были заинтересованы в устойчивом развитии, не свернут с этого курса. Однако, к сожалению, продолжать двигаться в этом направлении станет труднее».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов