Онлайн-общение ухудшает навыки чтения у школьников

Дети все чаще предпочитают виртуальную коммуникацию реальной

С распространением цифровых медиа у людей изменились подходы к чтению. Они предпочитают бегло просматривать текст вместо того, чтобы вникать в его суть. Еще несколько лет назад ученые из Испании и Израиля выяснили, что при чтении с цифровых устройств пользователи хуже воспринимают информацию, чем при чтении с бумажных носителей. Это может влиять на пластичность мозга — его способность изменяться под действием нового опыта.

Исследователь из Университета Твенте (Нидерланды) Ханс Лейтен решил узнать, как рост популярности онлайн-общения влияет на уровень читательской грамотности школьников. Он проанализировал данные международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International Student Assessment) в 63 странах. Автор обратился к исследованиям 2009 и 2018 годов, в которых основное внимание уделялось навыкам чтения. Лейтен обнаружил, что возросшая за этот период популярность онлайн-общения среди школьников привела к снижению читательской грамотности.

Эксперт не призывает учащихся отказываться от виртуальных коммуникаций. Однако в школах, по его мнению, необходимо использовать методы обучения, позволяющие компенсировать вред, наносимый онлайн-общением.

Ханс Лейтен также изучил информацию о тенденциях в области онлайн-общения, проанализировал данные о том, какие методы восприятия и запоминания информации кажутся школьникам наиболее действенными. В своей работе исследователь сообщает, что за девять лет уровень читательской грамотности учащихся в целом по миру снизился на 4 балла. Позитивная динамика наблюдалась в Макао (+38 баллов), а негативная — в Индонезии (-31 балл).

При этом во всех странах с 2009-го по 2018 год увеличилось число учащихся, которые общаются онлайн. В среднем по миру — на 39 процентных пунктов: с 31,5% до 70,8%. Наибольший рост был зафиксирован в Японии: доля таких учеников увеличилась на 76,5 п. п. — с 9% до 85,5%. Снижение наблюдалось только в Литве и Болгарии. Так, в Литве в 2009 году как минимум несколько раз в день общались онлайн 68,6% учащихся, а в 2018 году — 44,5%. В Болгарии показатель изменился с 73,1% до 71%.

Уровень осведомленности учащихся об эффективных стратегиях чтения в среднем по миру также снизился. Особенно заметное снижение произошло в Албании, а рост был зафиксирован в Грузии.

Как онлайн-общение влияет на навыки чтения

Исследователь обнаружил, что рост онлайн-общения соотносится со снижением уровня читательской грамотности и уровня осведомленности о полезных стратегиях. Так, в Индонезии доля учащихся, которые общаются онлайн, увеличилась почти на 63 п. п., а уровень читательской грамотности снизился на 30,7 баллов. В Японии, где доля таких школьников выросла на 77 п. п., уровень читательской грамотности упал на 16 баллов. В странах, где увеличение числа пользователей онлайн-чатов происходило медленнее, чем в среднем по миру, — например, в США (на 25 п. п.) и России (на 16 п. п.), — уровень читательской грамотности, наоборот, заметно вырос (на 5,5 и 19 баллов соответственно).

Онлайн-общение популярно и среди школьников младше 15 лет. Об этом свидетельствует опрос сервиса для обучения детей цифровой грамотности Natterhub, который проводился с мая 2020-го по май 2021 года. В нем приняли участие 15 тыс. учеников в возрасте от пяти до 11 лет из 2,5 тыс. школ Великобритании. Оказалось, что только 23% опрошенных предпочитают общаться со своими друзьями лично. 60% школьников сказали, что любят обмениваться сообщениями. Еще 11% предпочитают отправлять сообщения через игровые платформы, а остальные выбирают другие способы коммуникации в интернете.

Наличие взаимосвязи между ростом онлайн-общения и снижением уровня читательской грамотности, по мнению Ханса Лейтена, объясняется тем, что в чатах люди быстро обмениваются короткими сообщениями и у них отпадает потребность анализировать большое количество информации и глубоко вникать в ее суть. Специалист уверен, что эксперты в области образования должны адаптироваться к быстро меняющимся обстоятельствам и разрабатывать инновационные методы обучения, которые помогут улучшить навыки чтения.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва