Женщина-Бонд и зеленый Арракис: пять кинохитов-2021, где есть феминизм и экоактивизм

В 2021 году агент 007, главный непобедимый мачо и покоритель женщин, уступил свое место в MI6 красотке-афроамериканке. Героиня мультфильма Disney «Райя и последний дракон» не ищет прекрасного принца, а спасает мир от зла. Герой другой нашумевшей картины — «Дюны» — планетарный эколог, превратившийся из мужчины в темнокожую женщину. Plus-one.ru пересмотрел громкие кинопремьеры уходящего года, чтобы выяснить, какие цели устойчивого развития (ЦУР) нашли наибольший отклик у режиссеров и продюсеров.

Фильм «Не время умирать»

ЦУР № 5: гендерное равенство

Образ Джеймса Бонда менялся на протяжении всей «бондианы». Первый агент 007 в исполнении Шона Коннери — тщеславный и ироничный сексист: женщины для него — лишь сексуальные объекты. Этот Бонд умудрялся за одну серию переспать с пятью девушками.

Следующим агентом 007 стал австралиец Джордж Лэзенби: его Бонд умудрился влюбиться и жениться (молодая супруга, правда, быстро погибла). На смену Лэзенби пришел циничный и хладнокровный Роджер Мур, который снова пустился во все тяжкие. Вслед за ним костюм агента 007 примерил Тимоти Далтон: его супергерой почти завязал с сексом, посмурнел и сосредоточился на борьбе со злом.

Следующие фильмы «бондианы», главным лицом которых стал Пирс Броснан, вызвали восторг у феминисток: начальником непобедимого героя впервые стала женщина — несравненная Джуди Денч, которая быстро показала, кто настоящая хозяйка ситуации.

Последний Джеймс Бонд в исполнении Дэниэла Крейга значительно отличается от своих предшественников: он мужественен и сексуален, но в то же время раним. Агент 007 все еще хорош в схватках и погонях, но относится к женщинам с трепетом. Они перестают быть для него трофеями — ведь сексизма 1960-х зрители теперь не терпят. Бонд влюбляется и уступает свое место и номер агенту Наоми — коротко стриженной спортивной афроамериканке. В конце фильма бывший спецагент превращается в заботливого отца, а потом смело встречает смерть на заброшенной химической фабрике.

Пока создатели «бондианы» молчат, фанаты спорят, кто станет новым Бондом и будет ли вообще снят следующий фильм про агента 007. Сам Дэниэл Крейг и главный продюсер киноэпопеи Барбара Брокколи против того, чтобы Бонда сыграла женщина. Однако это не мешает букмекерам принимать ставки: среди кандидатов на роль агента 007 фигурирует исполнительница роли Наоми — Лашана Линч.

Фильм «Дюна»

ЦУР № 13: Борьба с изменением климата; ЦУР № 5: Гендерное равенство

В основу фильма лег фантастический роман Фрэнка Герберта — писателя, которого называют первым экофутуристом. Книга, вышедшая в 1965 году, осмысливала деятельность человека в разных сферах его жизни — от политики и религии до экологии. Герберт несколько лет изучал дюны штата Орегон, вдохновившие его на создание пустынной планеты Арракис, где разворачивается действие «Дюны». «Человек экологически неграмотный не понимает, что экология — это система. (...) она может быть разрушена одним неверным шагом. Система имеет порядок, перемещающийся от вехи к вехе. Если этот поток перекрыть дамбой, то система рушится. Нетренированный глаз может не заметить этого крушения до тех пор, пока не станет слишком поздно. Вот почему высшей ступенью экологического знания является понимание последствий», — говорит один из героев книги, ученый-планетолог Пардот Кайнс, посвятивший свою жизнь озеленению Арракиса.

Его методы работы Фрэнк Герберт заимствовал у американских экологов, борющихся с опустыниванием: Кайнс высаживает траву для закрепления песка, потом — финиковые пальмы, а затем выпускает карликовых лис и песчаных зайцев, роющих норы, чтобы почва рыхлилась и проветривалась.

Режиссер фильма Дени Вильнев не удержался и сделал реверанс феминисткам, изменив пол ученому-планетологу: Кайнс из мужчины превратился в женщину-афроамериканку. Это при том, что и так в «Дюне» главными властительницами мира, управляющими межпланетарной политикой и судьбами империи, являются женщины.

Мультфильм «Райя и последний дракон»

ЦУР № 5: Гендерное равенство

По мультфильмам студии Disney можно изучать, как меняется отношение к женщинам и их роли в обществе. Прежние диснеевские принцессы — Белоснежка, Золушка, Спящая красавица, Русалочка — были благочестивыми красавицами, главной целью которых было соединиться со своим возлюбленным и выйти за него замуж. Современные героини ищут уже не прекрасного принца, а себя и собственный путь.

Главная героиня мультика «Райя и последний дракон» не носит юбки, умеет драться и искусно владеет мечом. У нее просто нет времени на любовь: Райя спасает мир от зла. Нисколько не стыдясь, она заявляет, что не хочет заводить детей. Такая позиция очень распространена в современном мире, где все больше семейных пар, особенно в развитых странах, не хотят становиться родителями.

Сериал «Сладкоежка»

ЦУР № 13: Борьба с изменением климата

Этот фильм снят по одноименному комиксу. Здесь все знакомо зрителю, живущему в условиях пандемии COVID-19 уже второй год: люди в масках, поиск чудодейственного лекарства, всеобщая паника.

В мире «Сладкоежки» свирепствует смертельно опасный вирус, убивший большую часть человечества. С началом пандемии на свет стали рождаться дети-гибриды — полуживотные-полулюди. Один из них — мальчик Гас с оленьими рогами. На гибридов ведется охота: люди боятся их, считая причиной болезни.

Авторы сериала не стали переносить на экран кровавую реальность постапокалипсиса, в которой выживает Гас из комикса. Но главное послание остается прежним: людям, не научившимся жить в гармонии с природой, придется исчезнуть с лица земли и уступить место новому виду.

И человечеству действительно есть над чем задуматься. Из-за людей с конца XIX века планета лишилась трети своих лесов, росших в доиндустриальную эпоху, а более 1 млн видов животных и растений находится на грани вымирания.

Сериал «Уборщица. История матери-одиночки»

ЦУР № 5: Гендерное равенство

Сценарий сериала основан на автобиографической драме писательницы Стефани Лэнд — бестселлере 2019 года по версии The New York Times. После очередного скандала главная героиня Алекс бежит от своего бойфренда вместе с маленькой дочкой. У нее нет друзей, родителям до нее нет никакого дела, а в кармане всего $18. Ей нужно найти место, где жить, и хоть какую-нибудь работу, чтобы не умереть с голода.

Авторы сериала пристально рассматривают тему насилия — причем не только физического, но и эмоционального, с которым многие предпочитают мириться, так как боятся изменить свою жизнь. История «Уборщицы» показывает, что терпеть ни в коем случае не нужно, как бы не было страшно, — нужно выбираться на свободу.

Для многих женщин в мире побои и угрозы остаются ужасной реальностью: по оценкам ООН, 31% всех женщин на планете, то есть практически каждая третья, подвергаются физическому и/или сексуальному насилию. Часто абьюзерами становятся интимные партнеры: до 38% убийств женщин по всему миру совершается именно ими.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Екатерина Варфоломеева