Шесть фактов о современной геологии

Представление о геологе как о бородатом мужчине в свитере, бредущем по тайге с измерительным прибором на плече, при всей привлекательности этого образа, устарело. Сегодня специалисты из этой сферы, используя технологии, объясняют и предсказывают тысячи процессов на Земле и других планетах. Plus-one.ru делится интересными фактами о работе геологов.

Факт 1: Геологи нашли в Антарктиде озеро и тропический лес

Открытия геологов позволяют наносить на карту планеты новые объекты. Пример — озеро Восток площадью 15,8 тыс. кв. км, а по глубине 1 200 м, которое находится под четырьмя километрами антарктического льда.

О существовании озера известно с 1960-х, однако пробурить лед и добраться до воды геологам удалось только девять лет назад. Условия здесь экстремальны даже по меркам Антарктиды: в 1983 году на российской станции «Восток», расположенной поблизости, зафиксировали температуру −89,2 °С; количество кислорода в районе «Востока» близко к содержанию кислорода на вершине Эльбруса.

В течение 14 млн лет озеро Восток пребывало в полной изоляции от земной поверхности и, таким образом, является обладателем уникальной среды. В частности, микробиологи обнаружили в озере морозостойкую бактерию W-123-10, которая относится к ранее неизвестным науке видам.

В 2020 году подо льдами Антарктиды геологи обнаружили древнюю пыльцу, споры, кусочки цветущих растений и остатки корней — свидетельства того, что 90 млн лет назад тут был тропический лес.

Факт 2: Геологи объяснили глобальную катастрофу древности

Геологи реконструировали великое вымирание видов, которое случилось 250 млн лет назад и уничтожило 95% морских и две трети наземных видов животных.

До этого науке был известен факт о повышении кислотности морской воды (по причине выброса углекислого газа вулканами): организмы не смогли приспособиться к новой среде.

Однако геохимическая модель, составленная в 2020 году, показала, что катализатором процесса стали парниковый эффект и химическое выветривание на континентах (то есть разрушение горных пород). В экосистему океана поступило слишком много питательных веществ для микроорганизмов, которые потребляли кислород, но не производили его. Таким образом, количество кислорода в воде резко снизилось: это и привело к глобальной перестройке планеты.

Факт 3: Руду ищут беспилотники

Изучение будущих месторождений все чаще производится с помощью беспилотных летательных аппаратов. Беспилотник быстро облетает большую территорию: ему не нужны долгие организационные мероприятия или аэродромы: доставить аппарат к месту «разведки» можно на вездеходе. С помощью беспилотников можно выявлять аномальные по своим физическим свойствам участки, залегающие под земной поверхностью. По словам вице-президента по минеральным ресурсам золотодобывающей компании «Полюс» Сергея Лобова, эти данные используются для планирования программ бурения, по результатам которых разрабатываются компьютерные 3D-модели месторождений. Последние помогают оценить запасы руды и «настроить» ее добычу с меньшими издержками и максимальной эффективностью.

Факт 4: Для добычи золота используют технологии нефтегазовой промышленности

Глубина бурения на месторождениях золота в среднем составляет 300–500 м, чуть реже — 700–800 м. Однако встречаются и исключения: на месторождении Олимпиада в Красноярском крае глубина залегания руды превышает 1,8 тыс. м от поверхности, и она не ограничивается этой глубиной.

«Для нашей отрасли глубины изучения месторождений около 1,8 тыс. м нетипичны, — говорит Сергей Лобов. — В таких случаях, чтобы равномерно оценить количество руды, нужно пробурить равномерную сеть направленных глубоких скважин. В этом нам очень помогают технологии, которые используются в нефтегазовой отрасли. Например, на Олимпиаде работают наиболее тяжелые в отрасли буровые станки LF-230 — почти все, которые есть на территории РФ, а также специально доставленные из Канады современные буровые станки Valdor, а также так называемые забойные двигатели, которые помогают управлять траекториями скважин. По насыщенности парком тяжелых буровых станков — их 14 штук — и по глубине скважин до 1,9 тыс. м проект на Олимпиаде можно считать выдающимся».

Факт 5: В 2050 году добычей ископаемых займутся роботы

Производитель программного обеспечения для геологов, компания GEOVIA Surpac, прогнозирует, что на горизонте 30 лет добычей полезных ископаемых займутся роботы, а сам процесс будет моделироваться в виртуальной реальности. Большие данные помогут системам, подключенным к интернету вещей, автономно и моментально реагировать на изменения ситуации и самостоятельно обучаться.

Факт 6: Полезные ископаемые привезут с астероидов

Ископаемые ресурсы Земли — даже при самом технологичном подходе к их добыче — исчерпаемы. Добывать ресурсы в космосе кажется логичной идеей: кроме Земли, в Солнечной системе есть семь планет, не считая спутников.

Луна интересует геологов как месторождение гелия-3: он может использоваться в качестве очень чистого топлива. Фотографии «Роскосмоса», сделанные на Марсе, свидетельствуют о следах оксида железа. Самые же выгодные с точки зрения добычи объекты — это астероиды: в астероидах каменно-металлического типа (а таких в Солнечной системе 25%) есть железо, никель и кобальт, золото, платина, родий, редкоземельные металлы и прочее. Один только астероид 253 Mathilde диаметром 2,8 км способен принести до $9,53 трлн. Остается разобраться с вопросами транспортировки.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Текст