Кто и как делает бизнес на осознанности

Консьюмеризм, стресс и выгорание на работе — все это привело к глобальному замедлению ритма жизни. Осознанность перестала быть модой стартаперов из Кремниевой долины и стала не только составляющей успеха в бизнесе, но и самим бизнесом. Как предприниматели делают деньги на стремлении людей к счастью, разбирался Plus‑one.ru.

От общества потребления к обществу переживаний

Еще в начале 1990-х немецкий социолог Герхард Шульце ввел понятие «общество переживаний», которым обозначил процесс глубокой трансформации, происходивший в развитых странах. Если в обществе потребления человек покупал товары в основном для решения функциональных и статусных задач, то тут фокус внимания людей стал смещаться с внешних проблем на внутренние: как вещь или услуга позволяют человеку чувствовать себя более счастливым. Появилось новое кредо: «Проживи свою жизнь», и на первый план вышли психологические запросы — быть самим собой, следовать своему выбору. Но оказалось, что ответить на них достаточно трудно, ведь для этого нужно разобраться с ворохом противоречивых желаний, установок и эмоций, успокоить хаотичный бег мыслей. Как результат, стал расти интерес к психотерапии и практикам осознанности.

Мода на осознанность, работу с психотерапевтом и с коучами пришла и в Россию. Все больше людей, особенно представители креативных профессий в Москве и Санкт-Петербурге, стали обращаться за консультациями к психологам, чтобы разобраться со своими детскими травмами. С распространением по миру коронавируса многие еще острее ощутили воздействие стресса, который Всемирная организация здравоохранения назвала эпидемией XXI века.

Как результат вырос спрос на практики, которые помогают справиться с тревогой и депрессией. Стали появляться люди, зарабатывающие деньги на потребности человека быть счастливым и предлагающие услуги на любой вкус: курсы йоги, медитации, трансформационные игры, семинары по работе с женственностью («дыхание маткой», «ведическая женщина») и мужественностью, сексуальностью. Шопинг вещей сменился шопингом «духовных» онлайн-тренингов. Развернулось строительство ретрит-центров, где можно отдохнуть от гонки большого города, и экопоселений — для желающих жить здоровой и гармоничной жизнью.

Основатель платформы Your Om Дарья Белоглазова

«Быть страдающим, уставшим и непонятым — уже не тренд»

У велнес-платформы Your Om почти 26 тыс. подписчиков в Instagram. Проект учит находить баланс между материальными и духовными сферами жизни. Ежемесячная выручка от подписки составляет больше полумиллиона рублей, рассказала основатель Your Om Дарья Белоглазова, журналист по образованию. Раньше она работала на телеканале «Дождь», в журнале Harper’s Bazaar и онлайн-проекте о здоровом образе жизни How to Green. То, чем Дарья занимается сейчас, она называет логическим продолжением журналистики, только в нише велнес (с англ. wellness — «хорошее здоровье» или «благополучие»: концепция альтернативной медицины об избавлении от болезней и улучшении общего самочувствия. — Прим. Plus-one.ru). «Проект Your Om начинался как сайт со статьями, потом добавились подкасты, курсы с экспертами и подписка. Изначально для меня было важно писать на темы, о которых сложно найти качественную информацию, — рассказывает Дарья. — Я меняла проект за проектом, но мне не хватало одного — быть ближе к человеку. Видеть его „до“ и „после“. Мне хотелось помогать людям, поддерживать их на пути саморазвития».

Свой путь к осознанности Дарья начала в 13 лет, когда пошла на психотерапию, а дальше стала практиковать различные направления йоги. Позже она окончила американскую аюрведическую школу Shakti School и получила диплом сертифицированного велнес-коуча. Свой проект Your Om девушка запустила пять лет назад. По ее словам, тогда многие стеснялись признаться, что занимаются йогой и медитируют. «Даже сегодня в России нужно объяснять, почему стоит отдавать деньги за информацию. Ее много в свободном доступе и на темы, по которым мы делаем курсы. Поэтому наша команда делает ставку на экспертность, эстетику и удобство платформы. Это то, чего я до сих не вижу у конкурентов: понятный интерфейс, красивый дизайн, современный язык. На мой взгляд, марафоны осознанности в мессенджерах и курсы с „сырой админкой“ или без обратной связи — это недоработанный продукт. Как дорогая красная помада, которую бы продавали в салфетке. Может быть, она и хорошая, но приятно ли ею пользоваться?»

До того как прийти к формату подписки, в Your Om перепробовали много бизнес-моделей. Начали с офлайн-встреч в нестандартных местах с экспертами. Затем запустили курсы, однако цена в 3-8 тыс. руб. отсекала молодую аудиторию. Пандемия заперла людей по домам. На волне большого спроса онлайн-форматов продажи взлетели в три раза. Впрочем, осенью наступила вторая волна кризиса для малого бизнеса, которая затронула и Your Om. Люди устали от дистанционных курсов и марафонов, а у многих просто не было на них денег. Таргетинг и реклама не помогали — новых продаж практически не было. «Мы решили сделать наш продукт доступнее, не обесценивая его. Так мы пришли к подписке, — рассказывает Дарья. — В январе 2021-го мы запустили подписку стоимостью 900 руб. в месяц. В личном кабинете у зарегистрированного пользователя регулярно появляются новые курсы, лекции, гайды со специалистами по ментальному и физическому здоровью. У нас нет спонсора или инвестора. Я начала проект в 19 лет на свои средства и до сих пор строю его на те деньги, которые он приносит».

Среди клиентов платформы преобладают женщины возрастом 25-30 лет. Многие из них мечтают о своем деле или уже ведут бизнес в Москве. Есть клиенты из Германии и Америки.

«На мой взгляд, люди занимаются бизнесом, чтобы быть свободными и независимыми в своих решениях. Для этого нужно смотреть дальше и глубже. Быть страдающим, уставшим и непонятым — уже не тренд. Тренд — быть осознанным в своих решениях и высказываниях, — считает Дарья. — Я думаю, дело не в том, что осознанность резко стала популярной в соцсетях. На мой взгляд, быть счастливым и здоровым наконец стало легально и авторитетно в интеллектуально продвинутом обществе, частью которого хотят быть предприниматели новой волны».

Новосибирский бизнесмен Андрей Алексеев, создатель проектов в сфере здорового образа жизни, основатель группы компаний «Мира»

«Настоящий осознанный человек никогда не будет продавать осознанность»

Осознанность давно идет рука об руку с большим бизнесом и стала обязательной составляющей успеха и богатства. Миллиардеры и стартаперы из Кремниевой долины практикуют медитации и холотропное дыхание (метод трансперсональной психотерапии, заключающийся в гипервентиляции легких за счет учащенного дыхания: это позволяет вызвать чувство эйфории, измененные состояния сознания и снять психологические блоки. — Прим. Plus-one.ru). Кажется, что сегодня духовные и телесные практики влияют на бизнес больше, чем образование в Стэнфорде. И деньги они приносят немалые. Индустрию майндфулнес (с англ. mindfulness — «практики осознанности» или «практики внимательности»: по этой теме выпускаются многочисленные приложения и книги, IT-гиганты Google, Apple, Facebook, Twitter проводят тренировки ума среди своих сотрудников. — Прим. Plus-one.ru) оценивают в $4 млрд. Знаменитое приложение для медитации и релаксации Calm стоит на рынке $1 млрд. Подпиской ценой $70 в год пользуются 2 млн человек. Крупные корпорации от Google до Microsoft давно ввели медитации в корпоративную культуру. «Эти компании — лидеры в своих отраслях. Но чтобы такими оставаться, нужно не копировать других, а создавать что-то новое. Но если мозг загружен бытовыми делами и круговоротом мыслей, то креативность снижается. Именно поэтому успешные корпорации повышают осознанность своих сотрудников. За счет этого вырастает общая осознанность компании и повышается продуктивность», — считает новосибирский бизнесмен Андрей Алексеев.

Он не понаслышке знает, как создать новый продукт. Андрей Алексеев сколотил восьмизначное состояние на ресторанах и торговых центрах. Среди его проектов — первые в Сибири сети фастфуда «Гриль Мастер», «Вилка-Ложка» и «Жили-Были». В общей сложности в его портфеле числилось больше 60 общепитов.

Около 10 лет назад бизнесмен осознал, что «счастье не в деньгах», постепенно заниматься ресторанами и принялся за освоение новой ниши здорового образа жизни. Его пока еще небольшая империя под названием «Мира» включает ретрит-центр на Алтае, термальный комплекс и арт-парк под Новосибирском. Там же он построил «Мира Деревню» — загородный экопоселок для людей, выбирающих здоровый образ жизни и семейные ценности. Здесь живут те, кто устал от суеты большого города. Это люди, которые любят медитировать, предпочитают правильное питание и не приемлют вредных привычек. Сегодня здесь живут более 60 семей. Стоимость дома начинается от 3,4 млн руб. Можно купить участок под застройку от 80 до 200 тыс. руб. за сотку, а можно арендовать готовый дом и проверить подойдет тебе такой образ жизни или нет.

На территории деревни есть все, что нужно для жизни: поликлиника, детский сад и даже теплицы, где можно выращивать овощи и фрукты. Скоро здесь откроется школа, которая с малых лет будет обучать осознанности: помимо основных предметов, дети будут заниматься йогой и фокусироваться на тех занятиях, которые им больше нравятся.

1 / 0

Андрей Алексеев говорит, что желающих пожить в «идеальной» деревне много. Впрочем, несмотря на коммерческий успех, отец пятерых детей утверждает, что создал этот проект не ради денег. «Я преуспел как бизнесмен, но внутренне чувствовал пустоту. В какой-то момент я понял, что, несмотря на то что я мог себе позволить практически все, счастья от этого не прибавилось, — рассказывает Андрей. — Из-за большой занятости я мало времени уделял семье. И понял, что либо мы с женой разведемся, либо мне нужно поменять себя. И я стал искать решение: в церкви, в книгах, в людях. Однажды жена записала меня на йогу. После первого же занятия я максимально расслабился. Так началось мое внутреннее путешествие. Сейчас моя сфера деятельности — восстановление человека. Это мне приносит намного больше счастья, чем строительство торговых центров. Какую энергию мы отдаем, такую и получаем. Если твоя работа связана с разрушением, разрушение приходит в твою жизнь. И наоборот».

Один из последних проектов Андрея Алексеева — «Мира Усадьба» на Алтае. Она находится в знаменитой Уймонской долине у самой высокой горы Алтая — Белухи, где Рерих искал мифическую Шамбалу. Несмотря на труднодоступность — дорога от Чуйского тракта занимает до пяти часов, ретрит-центр пользуется спросом. Сюда, как правило, приезжают группы, чтобы помедитировать и пожить в месте, где запрещены алкоголь, сигареты и мясо. Стоимость стартует от 2 тыс. руб. за шатер и до 3 750 руб. за VIP-номер в сутки. «Мира Усадьба» рассчитана на 51 постояльца. «Работа над осознанностью нужна не только для бизнеса, но и для комфортной жизни и счастья. А оно не связано с бокалом вина, вкусной едой или новым платьем. Привязывая себя к внешним источникам, ты зависим от них и теряешь внутреннее счастье, — уверен Андрей. — Остерегайтесь людей, делающих бизнес чисто на осознанности. Те, кто продают эти практики, как правило, ничего не умеют. Это все манипуляция, чтобы затянуть человека в свой бизнес и заработать на нем. И получается своего рода секта. Настоящий осознанный человек никогда не будет продавать осознанность. Он будет давать возможность саморазвития, но не станет привязывать людей к себе и своим знаниям».

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталья Майборода