Как медитация помогает заключенным вернуться к нормальной жизни

Председатель Центрального духовного управления Буддийской традиционной сангхи России Дид Хамбо Лама Дашинима Содномдоржиев — о своем опыте работы в тюрьмах

Дид Хамбо Лама Дашинима Содномдоржиев

«Мы подходим к этому не как буддисты, а как люди с добрым сердцем»

В 1998 году, когда я был заместителем главы Буддийской традиционной сангхи России XXIV Пандито Хамбо Ламы Дамба Аюшеева в Республике Бурятия, ко мне обратились из Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) с предложением организовать помощь заключенным. Мы начали сотрудничать с исправительной колонией № 8 в поселке Южный под Улан-Удэ, где создали маленькие комнаты для духовной практики. Ламы стали читать в колонии ознакомительные лекции о буддизме.

Когда человек находится в замкнутом пространстве, ему очень тяжело, и это заставляет размышлять о жизни: «Почему я так поступил? Почему так получилось?». Но самому часто сложно найти ответы, тогда приходит лама и отвечает на вопросы. Мы подходим к этому не как буддисты, а как люди с добрым сердцем, чтобы любой человек любой веры мог прийти к нам. Такой подход очень эффективен. Если мы говорим, что мы буддисты, то сразу появляется некая граница. А мы просто люди, живущие на этой Земле, мы должны помогать друг другу.

«Каждый человек достоин счастья»

Те, кто находятся в заключении, считают, что они виноваты и грешны. Но ламы объясняют, что поступок нужно осознать и сделать выводы, чтобы в следующий раз его не повторить. Когда человек начинает это понимать, его сознание меняется, появляется оптимизм. Для нас главное — чтобы человек вышел из заключения, изменившись к лучшему, чтобы он был нужен обществу.

У многих часто существует представление, что в заключение попадают только плохие люди. Но в жизни бывает всякое. Мы не знаем, из каких побуждений люди совершили поступки, за которые там оказались. Они хотят измениться, и общество должно протянуть им руку помощи. Каждый человек достоин счастья. Если мы поможем хотя бы одному человеку, находящемуся там в тяжелых моральных и психологических условиях, — это уже замечательно.

В местах лишения свободы людям очень полезно заниматься медитацией. Это лучшая практика, чтобы осознать, по какому пути они пошли, понять, что то, чем они сейчас занимаются, является саморазвитием. Так они найдут путь — устремление к пробужденности. Ведь главное для любого человека — познать себя, ответить на вопрос: почему я родился, зачем живу, для чего я предназначен?

«Борьба с гневом и злостью не имеет смысла — это нескончаемая война»

Медитация — это в том числе размышление, анализ: утром встал, пять минут проанализировал себя, настроился, напомнил себе, что ты достойный человек, настроился на день, дал себе клятву в чем-то стать лучше. Если у тебя есть какие-то плохие качества или привычки, например курение, каждый день нужно говорить себе: «Я до часу дня не буду курить». И потихонечку через три года такой практики ты увидишь, что, оказывается, перестал курить. Выполнил одну задачу, появляется интерес ко второй, и незаметно ты меняешься. Это дисциплинирует ум. Все наши беды — от необузданного ума. Самое главное в медитации — успокоение ума, чтобы, как говорил Будда, не ум тебя контролировал, а ты его.

Давайте сравним умы домохозяйки, заключенного и святого. Домохозяйка — женщина, мать: чаще всего ее ум очень сострадательный, и ей не надо взращивать внутри сострадание, оно у нее развито от природы. Ум заключенного часто переполнен гневом и злобой. Такой ум крайне взбудоражен, он в огне и способен сам себя испепелить. Этот огонь может быть трансформирован при помощи медитации в позитивную умственную и физическую активность.

В буддизме считается, что мы во всем виноваты сами. Если мы не начнем меняться внутри, жизнь не изменится. Мы, прежде всего, должны измениться сами, а потом уже менять мир. Борьба с гневом, со злостью не имеет смысла — это нескончаемая война.

Ум святого — без границ. Для него нет разницы — его отношение равностное и к таракану, и к человеку: все существа для него — живые. Когда мы говорим: «Кто ты такой?», — мы уже ставим себе и другому рамки. Со временем этих рамок становится больше, и когда мы хотим помочь другому, упираемся в забор, который мы возвели в своем уме, и перепрыгнуть его трудно.

«Каждый день думайте о смерти — это возвращает радость жизни»

Важно помнить и о непостоянстве. Буддизм так много говорит о нем, потому что у человека есть страх, прежде всего перед смертью. Учителя говорят: каждый день думайте о смерти — это возвращает радость жизни и очень стимулирует жить прямо сейчас. Мы много занимаемся не тем, чем нужно, думаем, что человеческая жизнь очень длинная. Но один известный лама как-то сказал: «Человеческая жизнь — это зимняя короткая ночь».

Программа работы с заключенными в Бурятии продолжается и сейчас. Мы даже врачей отправляем в колонии. У нас есть договор с Федеральной службой исполнения наказаний России, и мы очень бы хотели распространить программу на всю страну. Мы уже написали несколько писем в Комиссию по вопросам религиозных объединений при правительстве РФ. После пандемии будем встречаться лично, выработаем план, как двигаться дальше. Но можно уже сейчас начать заниматься онлайн. Я верю, что ФСИН войдет в положение заключенных, и мы начнем им помогать уже в ближайшее время. Если мы поможем хотя бы одному человеку — это будет великим делом.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовал

Антон Чугунов