Экофеминизм: почему женщины спасут планету от катастрофы

Экофеминизм — это философская концепция и общественное движение, сторонники которого борются одновременно за права женщин и защиту природы. Они видят связь между такими проблемами, как гендерное неравенство и ухудшение экологической ситуации, и считают, что их нужно решать комплексно. Есть ли разница между «женским» и «мужским» отношением к природе — в материале Plus‑one.ru.

Акция климатических активисток в Мадриде

Как появился экофеминизм

Основоположником движения считается француженка Франсуаза Добон. Эколог, феминистка и коммунистка, она выступала за ядерное разоружение, отмену тюремного заключения, защиту окружающей среды и права сексуальных меньшинств. Свое определение термина «экофеминизм» она впервые изложила в книге «Феминизм или смерть» (франц. — Le Féminisme ou la Mort), опубликованной в 1974 году. В 1978 году вышла еще одна книга Франсуазы Добон — «Экология и феминизм» (франц. — Écologie et féminisme). В своих работах она говорила о том, что современный мир выстроен вокруг интересов мужчин, одержимых деньгами, собственным господством, эксплуатирующих и женщин, и природу. Женщины при этом ограничены в правах и не могут принимать важных решений — даже связанных с рождением детей. Все это ведет к перенаселению планеты и истощению ресурсов. Чтобы предотвратить катастрофу и привести мир к устойчивому развитию, женщины, по мнению Франсуазы Добон, должны активно защищать как себя, так и окружающую среду.

Позднее идеи экофеминизма стали активно распространяться во всем мире. В Германии концепцию поддержала политический деятель и активистка Петра Келли, одна из основательниц немецкой партии «зеленых» (Die Grünen). Именно благодаря ей экологическая повестка стала частью европейской политики. Еще одна экофеминистка родом из Германии — Мария Миес, социолог, бывший профессор Кельнского университета прикладных наук. В начале 1990-х она написала книгу «Экофеминизм» (англ. — Ecofeminism) с критикой капитализма и патриархата. Соавтором Марии Миес стала индийская активистка и философ Вандана Шива, которая в 1993 году получила премию «За правильный образ жизни» (англ. — Right Livelihood Award). Награда вручается тем, кто борется за социальные изменения и создание устойчивого будущего. В книге женщины призывали к устранению неравенства между развитым Севером и отсталым Югом, между сильными мужчинами и слабыми женщинами. Они также выступали за натуральное производство, защиту прав фермеров и потребителей, отказ от использования репродуктивных технологий и биотехнологий.

Как развивается концепция

С конца 1980-х экофеминизм разделился на два направления: радикальный и культурный. Радикальная часть движения отождествляет женщин и природу, считая, что они выполняют функцию товара, которым распоряжаются мужчины. Культурные экофеминистки признают, что женщины находятся в более близких отношениях с природой по сравнению с мужчинами в том числе из-за их физиологических особенностей — менструаций, беременности, лактации. Это позволяет женщинам острее воспринимать экологические проблемы и принимать меры для их решения. Однако некоторые экофеминистки критикуют этот подход как поддерживающий гендерные стереотипы. По их мнению, разделение всего, что существует в мире, на категории: «мужчина и женщина», «природа и человек», «хорошо и плохо» мешает женщинам реализовать свой человеческий потенциал и разрушить сложившуюся иерархическую структуру.

В экофеминизме принято выделять несколько движений, в частности, вегетарианское, материалистическое и спиритуальное. Сторонники первого борются против угнетения и эксплуатации животных, адепты второго считают, что в экологических проблемах виноваты капитализм и патриархат, в основе которых лежит идея доминирования сильного над слабым. Суть спиритуального экофеминизма заключается в том, что между женщинами и природой существует духовная связь.

Сейчас идеи экофеминизма распространяются и в России, хотя не так быстро, как на Западе во второй половине XX века. К последовательницам движения себя относят, например, блогер и активистка Леля Нордик, а также учительница русского языка, художница, участница арт-группы «Родина» Дарья Апахончич.

Уязвимые стороны экофеминизма

Экофеминизм начал выходить из моды в 1990-е, когда на первый план стали выдвигаться идеи экологической справедливости, в соответствии с которыми природные ресурсы и ответственность за их использование должны распределяться равномерно между всеми людьми, независимо от их пола, расы, религии, сексуальной ориентации, уровня дохода и других характеристик.

Между тем многие исследования подтверждают влияние гендерной идентичности на экологичные привычки. В 2019 году ученые из Университета штата Пенсильвания (США) и Гронингенского университета (Нидерланды) попросили 960 испытуемых прочитать вымышленные списки повседневных дел и определить сексуальную ориентацию людей, которые их могут выполнять.

Авторы работы пришли к выводу, что люди независимо от пола могут сомневаться в сексуальной ориентации мужчины с «женским» поведением, например, если он использует многоразовые сумки. Они также будут сомневаться в сексуальной ориентации женщины, если она ведет себя «по-мужски», например, меняет уплотнитель на окнах. Исследователи отмечают, что люди, которые хотят, чтобы их воспринимали в соответствии с их полом, могут избегать некоторых поступков. Например, мужчины, которые не хотят, чтобы их считали женоподобными, могут отказаться от экологичной упаковки или вегетарианской диеты.

При этом для женщин характерно более жесткое отношение к вопросам окружающей среды. Так, исследователи из Университета Кертина (Австралия) изучили демографический состав в законодательных органах 91 страны. Они обнаружили, что чем больше в них работает женщин, тем более жесткую политику государство проводит в отношении проблемы изменения климата и тем активнее оно сокращает выбросы углекислого газа.

Ученые также обратили внимание на то, что женщины чаще связаны с природой. В большинстве стран на фермах в основном работают женщины, они больше пользуются природными ресурсами — почвой, лесами, водой — и много о них знают. По данным Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН (FAO), в некоторых слаборазвитых странах на женщин приходится до 60% рабочей силы в сельском хозяйстве. Это, с одной стороны, побуждает женщин больше заботиться о природе, а с другой — делает их более зависимыми от нее. Помимо этого, как напоминает бельгийская экофеминистка Марийке Колле, женщины выполняют больше неоплачиваемой работы по дому в сравнении с мужчинами: ухаживают за родственниками, следят за хозяйством. Этот труд так же, как и экосистемные услуги (то, что человек получает от природы. — Прим. Plus‑one.ru), остается незаметным, однако именно от них зависит развитие экономики.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Евгения Чернышёва