Как корпорации, государство и стартапы учатся сотрудничать и что из этого получается

К 2022 году траты на внедрение новых технологий у компаний из топ-1000 вырастут на 25% по сравнению с 2017-м. Пандемия ускорила этот тренд. О том, как в России выстраивается сотрудничество между корпорациями, государством и стартапами и какая от этого выгода, Plus-one.ru рассказала Ксения Борбачева, заместитель генерального директора Агентства инноваций города Москвы.

Всерьез об инновациях на государственном уровне в России заговорили около 10 лет назад. Но, несмотря на регулярные заявления первых лиц страны, технологической революции не случилось. Бизнес не осознавал важность цифровизации и предпочитал работать по уже проверенным схемам и технологиям.

Решительный шаг в сторону развития технологий был сделан в 2017 году, когда президент Владимир Путин дал поручение госкорпорациям создавать венчурные фонды для поддержки технологических стартапов. Первой корпорацией, начавшей инвестировать в стартапы, стал «Ростех». Вслед за ним интерес к инновациям проявили в «Росатоме», «Роскосмосе», Объединенной судостроительной корпорации и Сбербанке. Параллельно поиском технологичных решений занялись и крупные частные компании. Одной из самых заметных организаций в этой сфере стал Retail Innovation Tech Alliance — объединение Х5 Retail Group, «Билайна», Группы «М.Видео-Эльдорадо» и Hoff.

Корпорации от такого сотрудничества получали новые технологические решения, а стартапы — финансирование, крупных заказчиков, опыт и возможность масштабирования.

Бум акселераторов

Не уделяя внимания инновациям, компании очень быстро теряют позиции и конкурентное преимущество. По данным Вашингтонского университета, 40% компаний Fortune 500 (500 крупнейших мировых компаний по уровню выручки. — Прим. Plus‑one.ru) не удерживаются в рейтинге и 10 лет. Если в 1980-х средняя продолжительность жизни крупных компаний составляла 35-40 лет, то в 2010-х — уже 20-25 лет, а к 2030-му может сократиться вдвое — до 10-12 лет. Возрастает и скорость достижения миллиардной капитализации: разработчик Shopify шел к этому девять лет, а корпоративный мессенджер Slack — всего лишь год.

Сейчас 10 самых инновационных компаний мира тратят на поиск и внедрение новых решений 8,3% своей выручки. К 2022 году расходы на запуск передовых технологичных проектов у компаний из топ-1000 вырастут на 25% по сравнению с 2017 годом.

Как правило, международные корпорации используют четыре стратегии поиска инноваций.

«Строители» развивают внутренний инновационный климат: так поступают Apple и General Electric.

«Охотники» ищут стартапы вовне и приобретают успешные технологические решения — это подход Google.

«Экспериментаторы» только начинают заниматься инновациями, но обладают компетенциями для внутреннего поиска (Spotify, Netflix).

«Исследователи» — компании, которые смотрят в сторону инноваций, но из-за нехватки компетенций ориентируются на внешние проекты и партнеров.

Россия пока отстает от международного рынка инноваций. Отечественные корпорации чаще всего действуют по последнему сценарию и только исследуют рынок стартапов. Созданные внутри компании стартапы выживают в 80% случаев в отличие от внешних (20%): для корпорации такое решение — минимизация риска. Но говорить о прорывах в этом направлении пока сложно — только 8% крупных компаний активно развивают внутреннее предпринимательство. Это прежде всего лидеры в сферах IT, финансов и телеком: «Яндекс», «Сбер», «Лаборатория Касперского», Qiwi, «Ланит». Для сравнения: в США во внутрикорпоративное предпринимательство вовлечено 8% населения, в России этот показатель почти в 10 раз меньше — 0,7%.

Основными препятствиями для развития внутренних стартапов и предпринимательства эксперты называют несоответствие корпоративной культуры и мотивации (36%), неподходящую организационную модель (24%), негибкость бизнес-процессов и конфликт между инновациями и традиционным бизнесом (по 18%), а также недостаточную поддержку со стороны менеджмента (12%).

В среднем бюджет на инновации внутри компаний колеблется от 50 млн до 100 млн руб., однако дело даже не в объеме финансирования, а в долгосрочной заинтересованности. По этой причине корпоративные венчурные фонды в России не очень развиты в отличие от корпоративных акселераторов, с помощью которых корпорации ищут стартапы под решения конкретных внутренних задач. Сейчас профильные акселераторы есть практически у каждой крупной компании.

Стартапы тоже смотрят в сторону корпораций. По данным исследования «Стартап Барометр», 80% основателей стартапов уже сотрудничают с корпорациями или рассматривают возможность сотрудничества. Это объяснимо — основная масса стартапов в России работает над созданием облачных технологий программного обеспечения, чтобы компании не тратили деньги на установку оборудования и ПО и пользовались всем этим удаленно. Поэтому корпорации — их главные клиенты, а продукты изначально разрабатываются под решение конкретных запросов с их стороны.

Госзадание

Не только крупные коммерческие структуры решают свои задачи с помощью стартапов. Государство еще в 2018 году запустило программу по развитию цифровой экономики и внедрению технологий в социальной сфере.

Как и корпорации, государство работает со стартапами через акселераторы. По направлению треков, в которых государство ведет поиск инновационных компаний, можно понять, решение каких проблем власть считает приоритетом.

Так, Агентство инноваций Москвы в рамках программы «Московский акселератор» только за прошлый год запустило семь треков по разным направлениям: BiomedTech (технологии в медицине), BuildTech (строительные технологии), FinTech (финансовые технологии), MarTech (маркетинговые технологии), EngineeringTech (инжиниринг), «Цифровые сервисы», а также совместную программу с ГК «Росатом».

По итогам 2020 года выпускники «Московского акселератора» запустили более 180 пилотных проектов, привлекли инвестиций на сумму более 238 млн руб., а желание принять участие в программе высказали более 2,7 тыс. инновационных компаний. Среди них городские фермы для выращивания зелени, роботизация сортировки отходов и грузовые беспилотные дроны.

Устойчивое развитие

В первом полугодии 2020-го количество сделок со стартапами в России сократилось, и, несмотря на рост активности во втором полугодии, эксперты считают, что падение продолжится. Однако пандемия сделала очевидными потребности крупного бизнеса в цифровизации, совершенствовании бизнес-процессов и оптимизации производств. Спрос на технологические решения растет, в работу вовлекаются вузы, научные организации, растет количество акселераторов и профильных конференций, на которых крупные игроки ищут актуальные проекты.

Стартапы воспринимаются бизнесом и госорганами как инструмент для долгосрочного устойчивого развития. В отличие от научных исследований сотрудничество с предпринимателями не только предлагает решения, но и подразумевает их монетизацию.

Однако сейчас тренд меняется, и корпорации готовы покупать доли или даже поглощать стартапы полностью. Например, в конце прошлого года «Сбер» договорился о покупке контрольной доли в стартапе «Дома», который разработал систему управления домами Doma.ai. «Сбер» выкупит 78,04%, а остальное будет принадлежать основателю проекта Илье Сотонину.

Сейчас все чаще отечественные проекты ничем не уступают зарубежным конкурентам. Так, российский проект по созданию виртуальных инфлюенсеров Malivar востребован в США и Корее, IT-платформа BST GEO BANK, позволяющая планировать объем выручки и автоматизировать процесс управления, востребована в Бразилии и Польше, а технологичные боксы для дезинфекции людей Human Dis Box активно используются в Польше, Чехии и Норвегии.

В России основной преградой для развития рынка инноваций остаются те же причины, которые мешают корпорациям развивать внутренние проекты. Негибкость системы, иерархичность, консерватизм сотрудников, отсутствие сформулированного запроса. В российских компаниях уже зарождается интерес к инновациям — теперь важно перестроить внутреннюю структуру для более эффективной работы и пересмотреть ожидания. В частности, рассматривать инновации как стратегические долгосрочные вложения.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Ксения Борбачева, заместитель генерального директора Агентства инноваций Москвы