Еда из рук в руки

Как банки еды, «фриганизм» и «фудшеринг» меняют мировую систему продовольствия

По данным ООН, к 2050 году для того, чтобы прокормить население Земли, потребуется увеличить производство еды на 60%. Уровень потерь в продовольственном секторе будет расти пропорционально. Однако если активно развивать культуру перераспределения продовольственных ресурсов и бережного к ним отношения, то можно снизить эту цифру до 28%. С 60-х годов прошлого века люди по-разному пытаются решить эту проблему.

Не для мусорного бака

Все началось с банков еды — так называемых накопителей продовольствия. В 1967 году предприниматель Джон ван Хенгель в закоулке около небольшого магазина увидел женщину, которая копалась в мусорном баке. После деликатных расспросов американец узнал, что ежедневно супермаркет выбрасывает в бак на заднем дворе приличное количество продуктов из-за помятой или порванной упаковки, истекающего срока годности. Нетрудно догадаться, что за продуктами к баку женщина приходила не от хорошей жизни — она крайне нуждалась в пропитании. Джон ван Хенгель убедил магазин не выбрасывать продовольствие с дефектами до истечения срока годности и начал регулярно вывозить продукты в специально арендованное чистое помещение. Оно и стало первым в мире банком еды. Именно сюда одинокие матери с детьми, бедняки и нуждающиеся пожилые люди стали приходить для цивилизованного получения бесплатных продуктов. За прошедшие полвека движение банков еды изрядно разрослось и пополнилось новыми течениями. По данным Всемирной ассоциации банков еды, к 2016 году в мире насчитывается более 790 банков еды с общей сетью распределения продуктов порядка 27 тыс. пунктов, а оборот организаций превысил 2 млрд кг продовольствия.

Сегодня российский банк еды работает с излишками продуктов производств, остатками рекламных акций, партиями продуктов с ошибками в упаковке или на этикетке, сезонными стоками. Например, зимой мороженое продается хуже, чем летом, поэтому осенью производители могут направить в банк еды то, что уже не надеются продать до истечения срока годности. В рамках продовольственных марафонов каждый посетитель магазина может пожертвовать фонду продукты, которые будут розданы нуждающимся.

Несмотря на эти успехи, есть множество направлений, которые еще предстоит развивать: сбор еды от кейтеринговых организаций, ресторанов, отелей. Например, в Египте, где туриндустрия развивается на государственном уровне, бедным ежегодно раздают порядка 16 млн обедов, бесплатно предоставленных отелями. В Канаде и США популярны программы добора овощей и фруктов, когда волонтеры централизованно выезжают в поля, чтобы спасти все, что осталось после машинного сбора. В Израиле банки еды даже являются владельцами полей и, соответственно, получают весь урожай, который удается вырастить. По завершении сбора часть продуктов в короткие сроки раздают нуждающимся, оставшуюся часть используют для заготовок и в столовых, где кормят бедных.

На вольных хлебах

В конце 90-х годов прошлого века зародилось и набирает обороты движение фриганов. Бунтари, не желающие быть частью «экономической кабалы», стараются всячески минимизировать потребляемые ресурсы. Например, пропитание фриганы находят на продуктовых свалках, выискивая все то, что, по их мнению, еще пригодно к употреблению. Приверженцами такой жизненной философии могут быть вовсе не бедные члены общества. У истоков термина «фриганизм» (англ. freeganism, от free — свободный и vegan — веган, то есть человек, не употребляющий продукты животного происхождения) стоял Уоррен Окс, молодой ударник американской панк-рок-группы Against Me!, из вполне обеспеченной семьи. По данным freegan.info, фриганизм как социальное движение наибольшего расцвета достиг в Швеции, США, Бразилии, Южной Корее, Великобритании и Эстонии. Впрочем, далеко не каждый супермаркет будет доволен тем, что в его закромах, пусть и мусорных, копаются посторонние. В Великобритании вас даже могут привлечь к ответственности за посягательство на чужую собственность, если руководство магазина по какой-то причине посчитает ваши действия нежелательными.

Ты — мне, я — тебе

Менее радикальная альтернатива фриганизму — фудшеринг (англ. foodsharing, от food — еда и share — делиться), то есть обмен едой. Самая популярная платформа по фудшерингу foodsharing.de объединяет Германию, Австрию и Швейцарию. Магазины, производители, частные лица — все могут размещать на этой платформе свои предложения по продуктам, которые у них можно забрать бесплатно. Этот формат особенно удобен для маленьких производителей и магазинов — например, булочная ежедневно выкладывает остатки продукции, которые может забронировать кто угодно. Как и в случае с фриганизмом, фудшеринг не ограничивает охват получателей еды — ими могут стать все желающие вне зависимости от степени нуждаемости. Основная разница между банками еды и платформами фудшеринга заключается в том, что второй является стихийным и не дает гарантии безопасности продуктов, что несет существенные риски для потребителей. Впрочем, активисты московской онлайн-фудшеринг-инициативы считают, что снижать риск того, что еда может оказаться некачественной, можно за счет скорости ее распространения.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Анна Алиева-Хрусталева