Проект «Теперь так»: образовательный контент по разумному потреблению

В 2020 году Plus-one.ru участвовал в подготовке гражданского обзора по реализации Россией Целей устойчивого развития. В сотрудничестве с авторами и экспертами доклада мы отобрали лучшие проекты бизнеса, НКО и активистского сообщества, запущенные в нашей стране. Сегодня мы представляем кейс проекта «Теперь Так» по созданию образовательных курсов в области разумного потребления.

Вызов

Для обеспечения потребностей мировой экономики требуется 1,75 планеты Земля. С каждым годом человечество расходует все больше природных ресурсов, которые экосистема не успевает восстановить. Как отмечают в WWF России, «если бы все жители Земли потребляли столько же ресурсов, сколько средний россиянин, нам понадобилось бы уже три планеты».

При этом среднестатистический россиянин производит в год около двух кубометров мусора — примерно 400 кг (1,1 кг в день). По статистике Всемирного банка, на общемировом фоне Россия выглядит не так уж и плохо: в целом по планете этот показатель составляет 1 кг.

Более четверти объема мусорного ведра россиянина занимают пищевые отходы, почти 20% — бумага и картон, 17% — стекло. В объеме образованных отходов одежда и текстиль составляют 3-7%, в зависимости от региона. Только жители Москвы ежегодно производят более 450 тыс. тонн отходов текстильных изделий. Одного только пригодного для потребления продовольствия на российских свалках ежегодно оказывается 17 млн тонн (на сумму 1,6 трлн руб.), чего хватило бы, чтобы прокормить 30 млн человек в течение года — больше, чем россиян, живущих за чертой бедности.

95% отходов производится из исчерпаемых природных ресурсов: нефти, дерева, металлов и др. «Российская экономика крайне расточительно относится к ресурсам — энергии, воде, земле, воздуху», — говорят в WWF России, подчеркивая, что неэффективность не ведет к росту благосостояния населения.

Россия пережила «потребительскую революцию», под которой понимается переход от потребления в режиме дефицита к «перепотреблению». Розничная торговля и сегодня — едва ли не самый быстрорастущий рынок в стране. Возрастающую массовость «ненормативного» потребления некоторые исследователи описывают как дегуманизацию общества и предупреждают о связанных с ним «болезнях», таких как булимия, анорексия, шопоголизм и т.д.

«Когда все вокруг ТАК стремительно меняется, должны меняться мы и наш подход к быту: прогресс должен отражаться не только на технологиях производства и продаж, но и на потреблении. А сохраняя прежние привычки потребления и не задумываясь об их последствиях, мы проигрываем — и кошельком, и более глобально», — утверждает Катя Колчанова, соавтор проекта «Теперь так» и магазина бережного потребления «Осока высокая».

Решение

Проект «Теперь так» — частная образовательная инициатива. Его основание в октябре 2018 года стало ответом на отсутствие в русскоязычной среде дружелюбного к пользователю информационного продукта, рассказывающего не только о проблеме отходов и способах ее решения, но и о том, как потребитель может влиять (или не влиять) на состояние природной и городской среды.

Образовательный «Курс бережного потребления» базируется на опыте людей в вопросах устойчивости и сконцентрирован на прикладных решениях: каждый урок включает рекомендации к действию и практическое задание. Теоретический минимум, который содержит курс, призван мотивировать, а не просвещать, навязывать или запугивать. Курс состоит из 6 тематических модулей, охватывающих базовые аспекты жизни горожанина: мусор, дом, гардероб, путешествия и транспорт, вечеринки и подарки, работа и бережный бизнес. Человеку трудно менять свои привычки. Образовательный курс бережно погружает людей в новый образ жизни с преобразующими пространство и мир решениями. Погружение происходит плавно — на протяжении 36 недель, в течение которых слушатель постепенно погружается в тему осознанного потребления, шаг за шагом добавляя новую порцию информации и время на ее освоение. В каждом модуле — от одного до семи писем. Одно письмо-урок в неделю. Подписаться на курс можно в любое время, и это бесплатно.

«Теперь так» сотрудничает с коммерческими и некоммерческими организациями для совместного поиска практических решений для потребителя и бизнеса. Разработаны совместные курсы: про экомаркировку, с Экологическим союзом Санкт-Петербурга; курс-игра для подростков, с издательством «Альпина»; корпоративный курс для сотрудников компании «Оптиком», адаптированный под ее задачи; интенсив бережливых лайфхаков, с Музеем «Гараж»; манифест бережного посетителя, включающий раздельный сбор отходов и оборотную посуду, для фестиваля Signal. Проект поддерживает ресторанные сети Burger Heroes, «Осторожно, слон!», «Кухня на районе» в их поиске и внедрении бережных практик. «Теперь так» провел воркшопы и лекции вместе с Nike, Музеем «Гараж», Valio, «Мега», Сбербанком, Clarins, издательством «Бомбора», «Авито», Kaspersky, «Юнилевером», «Оптикомом», Ельцин-Центром и другими партнерами, исследовал компанию, занимающуюся IT-security, в поиске решений для бережного бизнеса.

Для повышения узнаваемости повестки проекта «Теперь так» и Фонд независимого радиовещания «Вместе.Медиа» создали совместную номинацию, стимулирующую журналистов освещать тему устойчивого развития и экологии. В процессе отбора номинантов была проведена серия мастер-классов в городах России для пишущих журналистов и студентов журфаков.

Проект «Теперь так» реализован на собственные средства трех сооснователей. Для масштабирования проекта, вовлечения новых участников и студентов привлекаются новые партнеры, в том числе бизнесы, заинтересованные во внедрении принципов устойчивого развития.

Результаты и рекомендации

С 2018 года образовательный курс прошло более 60 тыс. человек. Большинство студентов — агенты изменений, вдохновленные сплоченным сообществом единомышленников. Несмотря на относительно небольшой охват, проект создал вокруг себя лояльное сообщество, активные члены которого готовы менять не только себя и других, — они запускают собственные социальные проекты в регионах России. В 2019 году «Теперь так» признан лучшим социальным проектом в области экологии.

«Хотела написать, что вы — огромные молодцы! Похвастаюсь своими достижениями. В течение полугода стараюсь делать следующие вещи:

показываю своей семье, что можно ходить в магазины с мешочками или уже имеющимися пакетами, объясняю, какие бывают виды упаковки;

стараюсь дарить только нужные подарки, а еще лучше — подарки‑впечатления;

отдаю вещи, игрушки и другие предметы на благотворительность (а не храню/выкидываю);

делаю осознанные покупки (пока это по большей части — попытки перейти на многоразовые вещи (подгузники, прокладки, диски и проч.);

стараюсь пить воду из своей бутылки, закупать молоко в стекле и яйца у частников, которым потом сдаем упаковку для повторного использования;

сканирую дом на наличие лишних предметов и думаю, кому они могут пригодиться;

стараюсь сдавать пластик на переработку».

Студентка Сабина

«Напишу, от чего отказалась в магазинах:

1

Все в тетрапаке, так как его у нас почти не перерабатывают.

2

Детское питание „с собой“ — эту упаковку тоже не принимают. Едим теперь дома или в кафе, где можно поесть полноценно и из нормальной посуды. По цене выходит даже дешевле.

3

Конфеты и печенье в упаковке. Покупаем на развес, в свои мешочки, конфеты выбираем без упаковки. Их немало.

4

Мясо и курицу не покупаю на подложке. Нашла магазины, где это можно купить и где это положат в твой контейнер.

5

Летом планирую покупать молоко у фермеров, так как живем в частном секторе. Пластиковые бутылки из-под молока, которые скапливается за неделю, сдаю в переработку.

6

Так как упаковка от йогуртов у нас нигде не принимается — нашла отличный йогурт в стеклянных баночках. Он даже оказался намного вкуснее: едим его всей семьей.

В общем, нашла множество плюсов в этой системе, хоть и приходится от многого привычного отказываться».

Студентка Мария

Главное — помнить, что нет единого решения и никакая идея не имеет смысла, пока она не реализована, говорят в «Теперь так», отмечая: недостаточно меняться самим — важно вдохновлять, мотивировать людей на новые свершения, новые проекты и новые бизнесы.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Алексей Шаповалов