Хлеб без зрелищ

Поэтапное снятие мер самоизоляции коснулось, наконец, и театров: им разрешено открыться с 1 августа, но пока с половинной загрузкой зрительных залов. Возможно, осенью, когда стартует новый сезон, эти ограничения снимут. Но театральный мир не спешит расслабляться — иммунологи обещают всплеск второй волны COVID-19. Как театр в России адаптируется к коронавирусным реалиям, разбирался выпускник ГИТИСа, театральный режиссер Микита Ильинчик.

Струнный квартет выступил перед более чем 2200 саженцами растений, которые будут переданы медицинским работникам, в Большом театре Лисеу в Барселоне

Коронавирус vs Станиславский

Театр оказался одной из наиболее уязвимых социокультурных институций даже после снятия карантина. Главная причина — в специфике театрального процесса: репетиции, работа монтажных цехов, гримеров и костюмеров, рассаживание зрителей в зале, — все это невозможно без близкого контакта и тактильности. Теперь это — нарушение правил безопасности эпохи COVID-19. Но как проводить репетиции, которые просто невозможны при соблюдении социальной дистанции в 1,5–2 м?

В конце мая стало известно о намерении Министерства культуры России ввести в театрах шахматную рассадку, что для большинства частных проектов делает постановки нерентабельными. В начале июля на сайте мэра Москвы появилось сообщение, что столичные театры могут открыться с 1 августа, при ограничении числа зрителей до 50%.

В 2018 году в России, по оценкам «Лаборатории будущего театра», насчитывалось более 1700 театров, из них негосударственных — более 780. Каждый театр — это не только актеры и декорации, а целый производственный механизм работы нескольких сотен человек, многие из которых оформлены по краткосрочным контрактам.

В самой уязвимой позиции оказались негосударственные театры, привыкшие работать без госдотаций и поддержки крупных меценатов. Если нет репетиций, то нет спектаклей и нет зрителя, а значит, и средств на содержание труппы и оплату аренды помещения. Обычно такие театры существуют как ИП, соответственно, в разгар ковидной «чумы» могут рассчитывать только на налоговый вычет в один МРОТ на страховые взносы, а работающий по контракту актер такого театра — на поддержку самозанятого (налоговый вычет на сумму МРОТ). Другой помощи страна им не предложила.

В начале лета о закрытии театра и роспуске труппы, в связи с невозможностью выплачивать зарплаты, заявил художественный руководитель одного из самых известных частных театров в России, «Коляда-театра», Николай Коляда. Благодаря неравнодушным зрителям, ему удалось собрать 400 тыс. рублей, расплатиться с артистами и отправить их в бессрочный отпуск.

Если екатеринбургский театр смог найти помощь и приостановить работу, то ростовский «Театр18+», несмотря на поддержку зрителей и друзей, закрылся. «Театр продолжает погружаться в долги — несмотря на то, что все работники ушли в отпуск без содержания на неопределенный срок, аренду мы продолжаем платить», — сообщила администрация проекта на странице в Instagram. «Театр18+» принял решение переехать на Youtube-канал, где скоро будет выпущен премьерный спектакль. Средства на нее собраны в интернете.

Депрессия vs путь свободного художника

Из-за полной неопределенности театральное общество «зависло», не понимая, что делать дальше. Кто-то, в основном, гостеатры, частично защищенные бюджетным финансированием, поставили процесс на паузу и отправили труппы в отпуск. В редких случаях они выкладывали на Youtube записи старого репертуара и встреч с актерами. Единицы пытались экспериментировать с форматами: онлайн-читками пьес и постановкой Zoom-спектаклей. Например, театр «Практика» на своей странице в Youtube выпустил VR-спектакль «Три сестры» (за 2 недели собрал более 2,5 тыс. просмотров) и Zoom-спектакль «Гамлет. Начало» (за 3 недели — более 1,3 тыс. просмотров).

Почему гостеатры, даже обладая финансовыми ресурсами, представили такую скромную программу? Режиссеры утратили способность к новаторству? Нет, дело в системе финансирования: ни один из государственных театров не готов выделять средства на незапланированные проекты. Тем, кто не хотел бездействовать, пришлось искать другие площадки или надеяться, что актеры и режиссеры готовы творить бесплатно. Так, художественный руководитель театра на Малой Бронной Константин Богомолов на платформе онлайн-кинотеатра Start запустил Screenlife-сериал «Безопасные связи» (за два месяца — более 630 тыс. просмотров).

Пока гостеатры держали паузу, независимые авторы, работающие в основном на энтузиазме, активно экспериментировали с новыми форматами и объединялись в творческие коллаборации. Для них международный фестиваль театра, современного искусства и паблик-арта «Точка доступа» (ежегодно проходит в Санкт-Петербурге) досрочно организовал программу, посвященную COVID-арту. Победителем стала 21-летняя театровед и выпускница ГИТИСа Анастасия Бабаева с перформативным онлайн-шоппингом «И кто если (не) я».

«В начале карантина я находилась в жуткой депрессии. В голове у меня крутилась мысль: вот если кто-то увидит мою комнату, где ремонт делался 16 лет назад, расписанные мной стены, он же сразу все обо мне поймет без слов. Я увидела анонс „Точки доступа“, решила докрутить идею и подать заявку. До этого я никогда не репетировала с актерами. Мне захотелось создать онлайн-перформанс, участники которого будут вместе выбирать мебель по онлайн-каталогу IKEA и так узнавать друг друга. За один раз в перформансе могли участвовать два человека, общение между которыми модерировал в ходе онлайн-трансляции актер-консультант, вооруженный списком вопросов из статьи журнала TIME „33 вопроса о влюбленности“. Все общение велось вслепую. За два месяца в перформансе приняли участие 40 человек», — рассказала Анастасия.

Ноль vs ноль

Эксперименты с digital-историями поставили перед театральным сообществом два сложных вопроса: как монетизировать онлайн-продукт и готовы ли зрители воспринимать театр в интернете? С одной стороны, государственные театры нуждаются в современных проектах, с другой стороны — воплощать новые идеи им мешают бюрократия и жесткая юридическая схема согласования бюджетов.

Например, под новый формат можно открыть краудфандинг, но отчетность по сбору средств составить в этом случае практически невозможно.

У монетизации через Youtube тоже своя специфика: заработать на личном канале можно за счет рекламы, однако сумма эта — в долларах США, что также противоречит бухгалтерской отчетности театров. К тому же Youtube-каналы надо раскручивать.

Также у театров просто нет онлайн-платформ, через которые они могли бы продавать билеты на свои онлайн-трансляции. До пандемии в театральном сообществе мало кто серьезно задумывался о диджитализации спектаклей — в этом просто не было необходимости. По этой же причине многим совершенно непонятно, как продвигать свой продукт и удерживать внимание онлайн-зрителя, привыкшему к совсем иным скоростям.

Консерваторы vs экспериментаторы

В отличие от театра, киноиндустрия уже несколько лет планомерно переходит в онлайн, приучая потребителя к платному контенту: в 2019 году объем российского рынка легальных онлайн-кинотеатров вырос на 50% и достиг 17,1 млрд руб. Еще до начала пандемии, в ноябре 2019 года, стало известно о новом проекте онлайн-кинотеатра «Okko» бизнесмена Александра Мамута — создании бюро «Okko Театр». Его генеральным продюсером стал режиссер Иван Вырыпаев. «Наша идея — сделать полноценный самостоятельный продукт. Мы не экранизируем спектакли, а хотим на основе спектакля делать фильм-спектакль. Если вы, уже посмотрев спектакль на Okko, захотите поехать в Москву, то сможете сходить в театр на ту же постановку, зная, что увидите нечто совсем другое», — пояснил в интервью «Афиша Daily» Иван Вырыпаев. Пока в репертуаре «Okko Театр» один спектакль — «Интертеймент» — самого Вырыпаева.

Еще раньше экспериментировать в новых форматах стали журналист Михаил Зыгарь и театральный критик Алексей Киселев, запустившие в июне 2019 года приложение «Мобильный Художественный Театр» (МХТ). Для того, чтобы посетить спектакли МХТ, нужно всего лишь скачать на телефон приложение, надеть наушники и запустить любой из спектаклей, например, пройти «Сто шагов с Кириллом Серебренниковым» по Остоженке и Пречистенке. Билет стоит 379 рублей. Среди актеров МХТ — Елизавета Боярская, Максим Виторган, Чулпан Хаматова и другие.

До МХТ, в 2015 году, формат «променад-спектакля» в Москве стала активно раскручивать команда «Импресарио» Федора Елютина. Его проект Remote Moscow — своего рода городской квест, где зрители, надевая наушники, становятся участниками экскурсии и спектакля одновременно. Создатели перформанса — немецкая театральная группа Rimini Protokoll.

Во время карантина МХТ вместе с «Импресарио» адаптировали на русский язык аудиоспектакль американской театральной компании This Is Not A Theatre Company для прослушивания в горячей ванной, который был создан, когда волна пандемии шла по Нью-Йорку. Этот спектакль можно послушать бесплатно.

Страх vs действие

Как театры будут выходить из кризиса, пока предсказать сложно — вторую волну коронавируса ждут как раз в начале осени, когда стартует театральный сезон. Некоторые московские театры, тем не менее, запускают репетиционный процесс, но требуют от сотрудников пройти тест на коронавирус. Какие-то театры оплачивают его сами, какие-то предлагают сделать это бесплатно в поликлинике по прописке, либо за свой счет. Но где гарантия, что после репетиции актер не подхватит вирус в метро?

А пока российские театры с осторожностью готовятся к осеннему сезону, Римский оперный театр объявил об открытии сезона летнего. Вместо традиционной площадки используется пространство Большого цирка у подножья Палатинского холма и новая сцена площадью 1 тыс. кв.м, а солисты балета не будут касаться друг друга. Весь мир запомнил музыкальный жест Барселонского оперного театра «Лисео». В конце июня струнный квартет театра сыграл миниатюру «Хризантемы» Джаккомо Пуччини для комнатных растений. После концерта цветы в горшках раздали врачам.

Театр жил, жив и будет жить, находя новые формы выживания и искусства в самые сложные кризисы. Со времен античной Греции, где театр зародился, на пути своего развития он пережил много взлетов и провалов, но каждый раз возрождался, становясь таким же, и совершенно другим.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Микита Ильинчик