«Люди перешли на удаленку, и многие из нее не вернутся»

COVID-19 никуда не исчез, медики ожидают вторую волну пандемии. Режим самоизоляции остается одной из главных мер борьбы с коронавирусом. О том, как необходимость соблюдать социальную дистанцию меняет организацию общественных пространств, рассказала Plus-one.ru руководитель департамента малых креативных проектов архитектурного бюро Blank Architects Александра Разина.

Выстраивая дистанцию

Изменения в нашем образе жизни, вызванные пандемией, уже сказываются на развитии архитектуры. Например, автоматизируется управление входными группами зданий. При организации пространств стало важно так выстроить дистанцию между клиентом и обслуживающим персоналом, чтобы между ними не было физического контакта. Поэтому получает распространение голосовое управление — на ресепшенах в отелях и стойках регистрации в аэропортах. Лифты тоже будут с голосовым управлением, а пускать в них станут по очереди и небольшими группами, если не по одному.

К примеру, сейчас мы проектируем concept store в одном из крупнейших торговых центров Москвы. Мы внедряем информационные стойки, позволяющие сохранять безопасную дистанцию между продавцом и посетителем. Разметка рекомендованной социальной дистанции, которую сейчас оставляют на полу скотчем или краской, возможно, тоже станет элементом дизайна и будет вмонтирована в отделочные материалы.

Отвечать за каждую проведенную линию придется архитекторам: необходимо будет объяснять девелоперам, к чему все эти перемены. Им неизбежно придется адаптироваться, тренд на urban health, ориентация на человека и экологию сейчас на пике. Речь идет не только о применении высококачественных натуральных материалов без токсинов, использовании зеленых насаждений, саморегулирующихся систем и безотходного производства, но и о создании комфортной и безопасной среды.

Сейчас модно использовать вторичные материалы при создании отделочных материалов: делать плиты из переработанных предметов гигиены, например. Это только частный случай. Философия zero waste, или «ноль отходов», постепенно распространяется на все сферы жизни. Это ведет к тому, что редевелопмент станет основой будущего развития: зачем строить новые пространства, если есть пустующие? Люди перешли на удаленку, и многие из нее не вернутся. Высвободится много невостребованных офисов, торговых площадей, фитнес-центров. Их владельцам придется заняться трансформацией, переосмыслением форматов. К примеру, торговый центр — это не просто место, где мы делаем покупки, это место социализации — такие комьюнити-центры для жителей районов. Вот на развитие этих функций — культурных и общественных — и нужно будет опираться.

Больше ощущений

Из магазинов в торговых центрах останутся те, в которых важен физический контакт с товаром, важны его вкус, текстура и запах. Чтобы привлечь покупателей, шоурумам придется делать процесс покупки более иммерсивным, вовлекающим, иначе им не выдержать конкуренцию с онлайн-торговлей. Все, что не требует тактильности, впечатлений, эмоций, спокойно перекочует в интернет или в постаматы.

Культурные институции и выставочные пространства тоже трансформируются. Театры и музеи будут двигаться в направлении индивидуального просмотра — запускать зрителей небольшими группами и ограничивать время сеансов. Если раньше большинство выставок были гибкими — их можно было осматривать в любой последовательности, как тебе захочется, — то теперь появятся четкие границы начала и конца «путешествия», и архитектору нужно будет продумывать сценарий и маршрут, чтобы сэкономить время посетителя.

Уже сейчас музеи воспринимаются намного шире, чем просто хранилище экспонатов в отдельно взятом здании. Фокус музейщиков смещается с коллекций на человека и социум. Теперь выставочное пространство может возникнуть где угодно, в том числе и под открытым небом. Стрит-арт на стенах домов и заборах, переделанные под творческие кластеры лофты, бывшие промышленные помещения — тоже музеи, где выставляются довольно известные художники. Хороший пример музея под открытым небом — российский Никола-Ленивец, где круглогодично проводятся фестивали искусства. Наше бюро сейчас участвует в конкурсе на редевелопмент старых подземных резервуаров в Италии. На месте этого водохранилища мы хотим создать музей современного искусства.

Появится еще больше инсталляций, которые сопровождаются запахами, вкусами и лайв-артом. В направлении технологичных выставочных историй двигаются и музеи. Как только зрителю стало недостаточно только визуального или аудиального контакта, появился формат иммерсивного спектакля, где посетитель пробует что-то на вкус, нюхает, параллельно слушает музыку или смотрит представление, а может быть, создает что-то своими руками.

Периферийное мышление

Из-за пандемии в мегаполисах обострился вопрос, как избежать скученности населения. Эта проблема будет решаться постепенно в процессе необходимой децентрализации. Как будет разгружаться центр? Сейчас за его пределами появляется все больше гибридных общественных пространств, где есть и парк, и библиотека, и музей — и это новая альтернатива центру. Самоизоляция поможет развитию этого тренда: многие уехали за город и почувствовали, как важно бывать на природе, произошла переоценка времени, которое раньше тратилось на дорогу. Большинство людей так привыкнут к новому образу жизни, что даже после снятия карантина не захотят возвращаться в город или выезжать из своих спальных районов.

Записала

Дарья Лабутина