Ученые обнаружили 600 видов животных, которым может грозить вымирание

К 2050 году под угрозой исчезновения могут оказаться 30-50% существующих видов

Ученые применили новую технологию подсчета и выяснили, что около 600 видов животных нуждаются в пересмотре своего охранного статуса. Ранее считалось, что их существованию ничего угрожает. О результатах исследования, опубликованных в журнале Conservation Biology, пишет издание Science Daily.

Специалисты Международного союза охраны природы (МСОП) составляют Красную книгу — список животных, находящихся под угрозой исчезновения и нуждающихся в охране. В Красной книге представлена информация о вымерших животных, а также о видах, для оценки которых недостаточно научных данных. Раз в несколько лет ученые оценивают природоохранный статус видов и обновляют список.

Ученые выявили, что 600 видов, которые ранее оценивались как не находящиеся под угрозой вымирания, на самом деле могут оказаться таковыми. В их числе дятловый попугайчик Бруина и эфиопская полосатоспинная мышь. Кроме того, более 100 видов ранее мало изученных животных, таких как например Лузонский пастушок (Lewinia mirifica, птица отряда журавлеобразных), канчиль Вильямсона (Tragulus williamsoni, мышиный олень), сейчас могут также находятся под угрозой исчезновения.

Эколог Лука Сантини из Университета Неймегена (Нидерланды), директор Глобальной программы оценки млекопитающих Красной книги Карло Рондинини и главный научный сотрудник международной организации по защите птиц BirdLife International Стюарт Бутчарт разработали новый метод для оценки угрозы исчезновения тех видов, по которым недостаточно данных. Ученые решили использовать карты растительного покрова, которые демонстрируют, как со временем в мире меняется распределение видов. Исследователи соотнесли эти данные со статистическими моделями для оценки таких параметров, как способность разных видов перемещаться по разделенным (например, дорогами — прим. +1) территориям, которые ранее являлись их единым местом обитания.

Новый подход призван дополнить традиционные методы классификации животных из Красной книги. В списке значится более 90 тыс. видов По мнению Луки Сантини, ранее специалисты МСОП составляли его, обладая ограниченным объемом информации.

«Часто данные, которыми обладали ученые, оказывались неточными или устаревшими, так как некоторые виды, обитающие в отдаленных районах, не были должным образом изучены. В результате некоторые животные были неверно классифицированы», — отмечает ученый.

Исследователи планируют автоматизировать свой метод, чтобы данные ежегодно обновлялись с учетом новой информации, полученной с карт растительного покрова. Система будет предупреждать о необходимости переоценки статуса конкретного вида.

Как напоминает благотворительная организация, нацеленная на сохранение биологического разнообразия, Center for Biological Diversity, на Земле сейчас происходит шестое массовое вымирание растений и животных за последние полмиллиарда лет. Ситуация считается наихудшей со времен гибели динозавров 65 млн лет назад. В отличие от прошлых массовых вымираний, вызванных ударами астероидов, извержениями вулканов и естественным изменением климата, нынешний кризис почти полностью вызван жизнедеятельностью человека. 99% видов, находящихся под угрозой исчезновения, подвергаются риску в результате утраты мест обитания и глобального потепления. Вымирание одного вида потенциально ведет к вымиранию других, связанных друг с другом. И если не предпринять необходимые меры сейчас, то к 2050 г. под угрозой вымирания могут оказаться 30-50% всех видов животных на Земле.