Когда еда становится мусором

Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор», — о специфике пищевых отходов и их типах, о способах, позволяющих предотвращать и сокращать их образование, методах сбора и утилизации, ситуации с мусором в нашей стране и о шагах, которые необходимо предпринять российскому руководству.

Пищевые отходы — один из важнейших аспектов «мусорной» проблемы, и не только в России, но и во всем мире. Наибольшее количество таких отходов образуется не у населения, а у крупных производителей и продавцов.

В работе с пищевкой необходимо ориентироваться на универсальную иерархию способов обращения с отходами, где наиболее важными этапами считаются предотвращение и сокращение их образования. Целые государства — например, Великобритания и Италия — системно занимаются этой проблемой. Они применяют административные и финансовые инструменты для стимулирования передачи благотворительным организациям пригодных к употреблению, но почему-то неликвидных продуктов.

Что же касается пищевых отходов от населения, то самый мощный инструмент на стадии предотвращения — это экологическое воспитание и просвещение. Всем от мала до велика необходимо рассказывать о ресурсоемкости производства продовольствия, о роли агропромышленного комплекса в изменении климата, о загрязнении вод и обеднении почв. Благодаря этому люди учатся рассчитывать свои потребности, узнают об эффективных способах хранения и обработки продуктов питания. За рубежом все чаще и чаще гражданам рекомендуют ходить за покупками со списком, планировать меню и выбирать холодильники с меньшим полезным объемом.

Сбор и утилизация — следующий важный шаг в управлении пищевыми отходами. Чистота собранного сырья зависит от информированности и сознательности каждого гражданина и определяет выбор метода переработки и применения полученного продукта.

Собрать и передать на утилизацию крупные партии пищевых отходов от организаций значительно проще, чем сделать то же самое на уровне населения. Для решения этой задачи в мире применяются различные методы. Система сбора пищевых отходов от населения развивается уже не только в местностях с малоэтажной и сельской застройкой, но и в крупных мегаполисах. Например, в Париже с 2016 года действует официальный План по компостированию биологических отходов.

Что касается России, внятная нормативно-правовая база в этой сфере пока что не разработана. Обращение с пищевыми отходами от организаций регулируется разрозненными санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами — СанПиНами.

Пищевые отходы от населения рассматриваются только в составе ТКО, хотя в случае кухонь и организаций общественного питания этот тип мусора, если он не перемешан с другими отходами, имеет 5 класс опасности — считается практически безвредным. При этом граждане вынуждены отправлять его в общую мусорку.

Должного внимания в России не уделяется и тому, чтобы предупредить образование пищевых отходов. Действующие СанПиНы и ветеринарные требования затрудняют передачу пригодных к употреблению, но не проданных продуктов на благотворительность или на производство кормов для животных. Поэтому пищевые отходы от производителей и продавцов зачастую попадают на тот же полигон или в печь.

Пищевые отходы от населения в составе ТКО по законодательству теперь должны отправляться на сортировочные заводы. Такие отходы загрязнены тяжелыми металлами и мелкими фракциями других материалов, поэтому использовать их как удобрение или основу для кормов в агропромышленном комплексе запрещено. Технологии получения биогаза в России малоразвиты и не имеют государственной поддержки в связи с доступностью природного газа. Поэтому дальнейшая судьба пищевки — стать техногрунтом для рекультивации полигонов или войти в состав твердого топлива из отходов RDF/SRF.

Реформа законодательства в области обращения с отходами не может считаться полноценной без разработки и утверждения специальных инструментов. Они должны стимулировать раздельный сбор и переработку в компост, биогаз, корма для животных и иные виды продукции, которые позволят снизить нагрузку на окружающую среду.

Для этого необходимо:

Разработать национальную стратегию обращения с компостируемыми отходами. Она должна включать меры по предотвращению и сокращению их образования и предусматривать обязательные раздельный сбор и переработку с установлением целевых показателей по годам. В соответствии с этим нужно внести коррективы в законодательство.

Разработать справочник наилучших доступных технологий по утилизации компостируемых отходов, определив приоритетные способы их переработки. Сжигание, в том числе в составе твердого топлива RDF/SRF, не должно считаться утилизацией.

Разработать комплекс мер по государственной поддержке предприятий, которые собирают и перерабатывают пищевые отходы, — как на стадии проектирования и строительства, так и в ходе реализации готовой продукции. Инструмент «зеленых» госзакупок и субсидирование применения биогаза должны обязательно войти в этот комплекс.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Анна Гаркуша, руководитель направления по работе с органами власти движения «РазДельный Сбор»