Умерить аппетиты зданий

Тема энергоэффективности в ЖКХ остается довольно непростой. Вопрос о том, кто и как будет платить за энергоэффективную реновацию зданий, до сих пор однозначно не решен. Для стимулирования сектора эксперты рекомендуют разрабатывать стандарты и маркировку в области ЭЭ, вводить новые целевые требования по эффективности использования энергии при эксплуатации объектов, льготы на строительство ЭЭ-зданий и субсидии на капремонт с применением инновационных стройматериалов. В том числе тех, которые выпускает Фонд инфраструктурных и образовательных программ Роснано.

Вид на ночной город Сан-Франциско (США)

Основная надежда на по-прежнему на энергосервис (данный инструмент позволяет заказчику реализовывать меры по повышению энергоэффективности на своих объектах за счет подрядной организации, которая привлекает профильный займ), а также на самих жителей, для которых вопросы энергоэффективности, выражаемые как в уровне комфорта, так в экономии на коммунальных платежах за электроэнергию, отопление и горячую воду, становятся все более актуальными. Даже в сфере нового жилья энергоэффективные проекты пока носят разовый характер. Тема продвигается, но с заметным «скрипом».

Дорожной картой длинною

Ключевой документ для энергоэффективности (далее ЭЭ) в ЖКХ — принятый в 2009 году закон «Об энергосбережении». Его отдельная глава посвящена сектору жилого строительства. Согласно документу, в частности, предполагалось, что каждое вводимое в эксплуатацию здание должно соответствовать требованиям ЭЭ, а во всех существующих домах необходимо устанавливать приборы учета. Наиболее жесткие требования по целевому снижению энергопотребления прописаны для бюджетных предприятий. Кроме того, закон вводил понятие энергоаудита, энергосервиса и энергосервисных компаний: предполагалось, что последние должны быть заинтересованы инвестировать собственные деньги в проекты по сокращению энергопотребления, в том числе в ЖКХ, и получать их обратно от энергопотребителей из доли сэкономленных средств на оплате коммунальных платежей.

Однако реализация закона шла непросто. Особенно сложен оказался путь энергосервиса, в условиях относительно низких цен на энергоресурсы (прежде всего для населения) и высокой стоимости заемных денег. Наиболее удачно «выстрелили» проекты уличного освещения. Многие города и регионы РФ сумели реализовать их, модернизировав системы за счет собственных или привлеченных средств. Ряду регионов помогли международные банки или структуры развития ООН. В результате замена освещения на светодиодное позволила как повысить освещенность, так и существенно снизить расходы на оплату энергии. Экономическая целесообразность этих проектов показала, что именно этот сектор оказался «низко висящим фруктом». Впрочем, столь же привлекательных плодов на «огороде» энергоэффективности пока не созрело.

В сентябре 2016 года вышло распоряжение правительства, утвердившее дорожную карту повышения энергетической эффективности зданий. По мнению Минстроя, новый документ направлен на «снятие технических, регуляторных, информационных и иных барьеров повышения энергетической эффективности и установление соответствующих показателей энергетической эффективности при проектировании, строительстве, эксплуатации и проведении капитального ремонта зданий». Среди ключевых предложений — конкретизация требований к энергоэффективности зданий, дальнейшая поддержка энергосервиса, развитие техрегулирования, стандартов и нормативов, в том числе внедрение понятия класса энергоэффективности зданий (обязательное для новых домов и добровольное для уже существующих).

Наконец, в документе говорится и о повышении требований к ЭЭ в случае капремонта. Так, с середины 2018-го здания при реконструкции должны быть оснащены только ЭЭ-оборудованием: прежде всего речь идет о ЭЭ-освещении и индивидуальных тепловых пунктах с погодным регулированием — с тем, чтобы регулировать подачу тепла и соответствующую температуру в помещении исходя из реальной ситуации за окном (что крайне актуально, например, в условиях теплых зим в европейской части РФ, которые наблюдаются в последние годы).

В ожидании «перезагрузки»

В мае 2017 года Минэкономики также объявило о планах «перезагрузки» программы энергоэффективности. В данный момент ведомство дорабатывает новый комплекс мер повышения ЭЭ и стимулирования энергосбережения и планирует в ближайшее время внести его на рассмотрение в правительство. Среди дополнений последнего времени — предложение Минэнерго снизить налоги на имущество для жильцов домов высоких классов энергоэффективности. И предложение Минстроя субсидировать ставки ипотеки в многоквартирных домах с высоким классом энергоэффективности. «Минстрой рассматривает проект стимулирования энергоэффективного капитального ремонта, когда будет возможно либо получить субсидию процентной ставки кредита, привлекаемого для этого, либо частично компенсировать саму стоимость энергоэффективных мероприятий», — отмечает представитель ведомства.

Директор Центра по эффективному использованию энергии Игорь Башмаков считает, что дальнейшую работу по повышению ЭЭ в ЖКХ надо проводить по целому ряду направлений. «Первое из них — в области стандартов и маркировки. Необходима классификация жилых зданий по уровню энергоэффективности, усовершенствование программ учета, включая „умный учет“ энергетических ресурсов в жилых зданиях; введение стандартов и маркировки энергоэффективности бытовых энергопотребляющих установок. Второе — надо ввести новые целевые требования по эффективности использования энергии при отоплении, кондиционировании, горячем водоснабжении и освещении мест общего пользования. Третье — нужны льготы на строительство энергоэффективных зданий, субсидии из бюджета на капремонт по энергоэффективным проектам; масштабное внедрение схем льготного кредитования проектов повышения энергоэффективности для капремонта многоквартирных домов, а также разработка стандартизированных банковских продуктов для финансирования проектов по повышению энергоэффективности в жилищном секторе», — рассказывает эксперт.

По его мнению, для достижения этих целей нужно создать региональные фонды энергосбережения за счет отчисления от тарифов и использовать эти средств на реализацию проектов в жилищной сфере. Либо запустить схемы «белых сертификатов» на объектах жилого фонда. Не стоит забывать и о социально-ориентированных программах «Теплый дом», направленной на частичную компенсацию затрат на утепление жилья с помощью энергоэффективных окон, и «Дешевый свет».

Потенциал — у муниципалитетов

«Двигателями» энергоэффективности являются и государство (назначенные им ведомства, например, региональные центры энергосбережения), и промышленность, и сервисные компании, поясняет руководитель Программы по климату и энергии Российского социально-экологического союза Ольга Сенова. Таких «агентов изменений» много, у каждого своя функция, мотивация и свои инструменты, есть ряд успехов, но в целом потенциал энергоэффективности не только не исчерпан, а лишь затронут. В рамках госпрограммы РФ «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности на период до 2020 года» все муниципальные объекты должны снижать энергопотребление на 3% в год. Но это чрезвычайно слабая цель, не отвечающая реальному потенциалу улучшения энергоэффективности зданий, подчеркивает эксперт. «Этот потенциал разными источниками оценивается не менее чем в 30%. Чтобы принимаемые меры заработали в России, нужны не только формальные государственные рамки ответственности, так и поддержка инициатив и престижа муниципалитетов, реализующих более высокие цели в области энергоэффективности и снижения выбросов парниковых газов», — считает Ольга Сенова.

По ее словам, в России есть отдельные пилотные проекты строительства энергоэффективных коттеджей, и не только из идейных соображений. Иногда заставляет «нужда»: если в коттеджный поселок не удается провести газ, а возможности электроснабжения ограничены, надо строить такие дома, где для отопления дома хватило бы одного камина и рекуператора воздуха (который использует в системе вентиляции тепло отработанного воздуха для нагрева входящего воздуха). Такие примеры есть в Ленинградской области, в Московской области, в Новосибирске, их становится все больше везде, где у застройщика есть сильная мотивация и хорошее понимание проблемы.

Есть и проекты энергоэффективной модернизации жилых многоэтажек, где удается достичь энергопотребления в 50-70 киловатт в час на квадратный метр. Такие примеры есть во всех федеральных округах России; например, по данным ГК «Фонд содействия реформированию ЖКХ», в стране построено или модернизировано около 150 домов. «В ряде случаев это делалось в рамках пилотных проектов. К сожалению, массовой эта практика пока не стала. И не только из-за недостатка доступа к дешевым кредитам. Очень низка информированность и у обычных жителей, и у энергетических менеджеров управляющих компаний, и у руководителей жилищных объединений. А ведь, по данным Центра энергетической модернизации, именно в информированности заложено до 30 % потенциала экономии тепла в зданиях», — резюмирует Сенова.

С приставкой «нано»: технологии на службе ЖКХ

Ветхий жилой фонд — одна из главных проблем жилищно-коммунального хозяйства страны. Однако снос старых домов и возведение нового жилья не всегда является экономически оправданным и социально ответственным решением. Как рассказали «+1» в Фонде инфраструктурных и образовательных программ, во многих случаях гораздо эффективнее провести ремонт с использованием наноматериалов, позволяющих существенно улучшить характеристики здания. Созданные фондом нанотехнологии применяются в капитальном ремонте хрущевок с 2015 года. За это время пилотные проекты реализовали в четырех российских регионах: Белгородской, Калужской, Томской и Ульяновской областях. Согласно подсчетам ФИОП, инновационные решения позволяют на треть сократить потери тепла и существенно уменьшить коммунальные платежи.

Один из успешных проектов фонда — ремонт дома серии 1-335А, расположенного в деревне Картышово в Калужской области. При поддержке Фонда инфраструктурных и образовательных программ и участии местных властей, вентилируемый фасад здания заменили на модули из базальтовой ваты, стандартные стекла — на низкоэмиссионные изделия портфельной компании Роснано «SP Glass» (СТиС), которые в два раза эффективнее удерживает тепло. Кровлю утеплили с помощью пеностекольного щебня от ICM Glass. В подъездах установили светодиодные светильники и датчики температуры и движения, которые исключают перерасход электроэнергии.

Дом в Калужской области до и после ремонта

Благодаря нанорешениям, потребление газа в отремонтированных домах в Калужской области уменьшилось на треть, а электроэнергии — на 20%. Об этом рассказала председатель комитета Госдумы по жилищной политике и ЖКХ Галина Хованская на круглом столе «Применение современных технологий при модернизации жилищно-коммунального хозяйства», который прошел в нижней палате парламента 12 декабря. По итогам заседания участники рекомендовали Госдуме, правительству РФ, Минстрою и региональным органам власти разработать комплекс мер по стимулированию применения современных технологий, в том числе с приставкой «нано», в капитальном ремонте и в сфере жилищно-коммунального хозяйства.

Между тем стеклопакеты и светодиодное освещение — не единственные инновации, разработанные фондом. Также ФИОП Роснано предлагает 23 решения для ЖКХ. Среди них — лакокрасочные покрытия с эффектом лотоса, с которых легко удаляются «росписи» в подъездах, умные системы очистки воздуха, которые расщепляют вредные бактерии на воду и углекислый газ. Также фонд продвигает солнечные батареи производства портфельной компании Роснано «Хевел».

В 2018 году в рамках «пилота» планируется модернизировать три дома в городе Тотьма в Вологодской области. Кстати, два из них — 16-квартирные двухэтажки той же 335-й серии, что и дом, отремонтированный в Калужской области.

Вместе с тем фонд намерен выйти на рынок жилого строительства. В 2010 году было подписано соглашение о стратегическом партнерстве с Фондом содействия реформированию ЖКХ. В рамках сотрудничества стороны планируют возвести энергоэффективные малоэтажные дома эконом-класса в Казани, Башкирии, Ставрополье, Калужской области и на Алтае. Новые здания оборудуют светодиодным освещением, тепловыми насосами, технологией напольного отопления и солнечными батареями. По оценкам Фонда ЖКХ, по сравнению с обычными объектами инновационные дома будут расходовать до 70% меньше тепловой энергии, что позволит их жильцам существенно экономить на оплате коммунальных услуг.

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Авторы

Ангелина Давыдова, Варвара Селизарова