Ученые: причиной Чернобыльской катастрофы мог стать ядерный взрыв

Шведские физики считают, что на АЭС мог произойти не тепловой, а небольшой ядерный взрыв

Причиной катастрофы на Чернобыльской атомной электростанции (АЭС) в 1986 г. мог стать ядерный взрыв мощностью в 75 тонн в тротиловом эквиваленте. К такому выводу пришла группа шведских исследователей. Работа была опубликована в журнале Nuclear Technology. Об этом сообщает The Independent.

«Основываясь на измерениях и наблюдениях, мы смогли исследовать детали Чернобыльской катастрофы и природу двух главных взрывов, которые произошли за несколько секунд в ту ночь 31 год назад», — сказал ведущий автор исследования, физик Шведского агентства оборонных исследований Ларс-Эрик Де Гир.

Согласно общепринятой версии, взрыв произошел из-за разрыва труб в системе охлаждения, которое было вызвано быстрым испарением воды. Впоследствии вода или пар вступили в реакцию с цирконием в тепловыделяющих элементах. Это привело к образованию большого количества водорода и взрыву.

Шведские исследователи считают, что во время запланированной остановки реактора возникли неполадки в системе управления ядерной реакцией. Это привело к значительному повышению тепловых нейтронов в активной зоне. Локальные ядерные взрывы привели к мощным выбросам продуктов деления. Те выбили защитные крышки в верхней части каналов реактора, прорвали крышу и ушли в атмосферу.

Данные исследования основаны на моделирование метеорологических условий распространения продуктов ядерной реакции с привлечением анализа состава изотопов ксенона. Образцы были взяты на череповецкой фабрике по сжижению воздуха. Также в работе исследователи отметили комментарии очевидцев, которые наблюдали тогда голубое свечение в первые секунды после взрыва, что указывает на его ядерный характер.

По официальным данным в результате аварии на Чернобыльской АЭС погибли 56 человек. В докладе «Наследие Чернобыля: медицинские, экологические и социально-экономические последствия» Чернобыльского форума 2005 г., говорится, что от радиационного облучения в результате аварии на Чернобыльской атомной электростанции могло погибнуть в общей сложности до 4 тыс. человек.

«Наша новая теория углубляет понимание серьезности последствий, которые могут быть результатом некоторых своеобразных недостатков в конструкции таких реакторов», — объяснил Ларс-Эрик Де Гир. Ученый предупредил, что подобная катастрофа может произойти только в реакторах советского периода, 11 из которых до сих пор работают в России.