Арктика. Вечное сияние чистого Севера

Сможет ли Россия, имея большие планы по освоению Арктики, сохранить самую хрупкую в мире экосистему.

Арктика. Начало

В эти летние дни в порту Мурманска можно посмотреть на единственную в мире плавучую атомную станцию — судно «Академик Ломоносов». Его построили в Санкт-Петербурге. В мае «Ломоносов» прибыл в Мурманск, здесь его заправят ядерным топливом. Затем судно отбуксируют к берегам Чукотки. АЭС будет снабжать электроэнергией Чукотку, в первую очередь город Певек.

Арктика имеет громадное значение для России как источник ресурсов: именно северный макрорегион обеспечивает нашей стране мировое лидерство по добыче полезных ископаемых.

С ней же связаны и надежды России, воспользовавшись преимуществами своего географического положения, создать арктический транспортный коридор, который позволит получать выгоды от так называемой «транзитной экономики».

Арктика. Назад в будущее

Северный морской путь — проект, задуманный еще в царское время, но тогда, в отличие от Транссиба, не реализованный. Проект реанимировали Советы после того, как у СССР появился флот атомных ледоколов. Но оказалось, что судами дело не исчерпывается: нужны порты, терминалы, жилье, дороги. Инфраструктура стоила дороже флота, и Севморпуть оставался скорее пропагандистским символом. Официально он существовал, но использовать его было дорого и неудобно, и с развалом СССР о нем забыли. Сегодня проект стремительно возрождается как ответ китайской мегапрограмме «Шелковый путь». КНР выстраивает сухопутный коридор через азиатские страны в Европу.

Россия официально в стороне не осталась, но де-факто в этом проекте роль России подчиненная. Севморпутем сегодня пользуются «Газпром», «Лукойл», «Роснефть», «Норникель». На долю последней компании приходится около трети всего грузопотока. Объем перевозок постоянно растет: с 3 млн тонн в 2011 году до 10,7 млн тонн в 2017 году. Но это происходит за счет использования российских маршрутов: транзитным путем Севморпути в навигацию проходит всего 25–30 судов. Увеличение транспортного потока стоит ожидать после завершения строительства порта Сабетта на Ямале, который возводит государство. Не меньшую роль играет и оживление отечественного судостроения: на государственные инвестиции закладываются верфи в Приморье и на западе страны. Перспективы развития Севморпути колоссальны. Северный путь из Европы в страны АТР займет всего лишь 14 тыс. км против 23 тыс. км через Суэцкий канал. Но инвестиции требуются колоссальные.

Арктика. Эффект бабочки

Арктика — самый сложный регион с точки зрения климатических условий.

В советские годы арктические низкие температуры, короткое лето, огромные территории без инфраструктуры, вечная мерзлота, затрудняющая любое строительство, — все эти особенности региона воспринимались покорителями советского севера как вызов, на который нужно ответить. «Сломать» природу, покорить ее, преобразовать под человека.

Природа не смогла справиться с таким «отношением» без последствий для баланса арктической экосистемы. Исследования последней четверти XX века доказали, что Арктика — это климатическая «мастерская» мира, а последствия нарушения баланса этой замкнутой экосистемы выходят далеко за рамки собственно Арктики.

Как Арктика влияет на климат Африки

Арктика. Большой куш

На криосферу (места с преобладанием снежного и ледяного покрова) приходится лишь 2% площади планеты, но именно ее состояние критично для климата в целом. Во-первых, «блестящая» (если смотреть на нее из космоса) Арктика создает баланс поглощения и отражения солнечной радиации. И если льды в Арктике начинают таять, в Африке становится холоднее. Во-вторых, именно из Арктики поступают в океан основные запасы пресной воды, которые формируют мировые течения, напрямую определяющие климат для миллиардов людей. Наконец, данные последних исследований говорят о том, что Арктику трудно нагреть (для повышения ее температуры требуется больше энергии, чем в средних и низких широтах), но, если уж это случилось, последствия потепления Арктики становятся необратимыми. Таяние ледников приводит к затоплению прибрежных территорий и островов по всему миру. И у человечества пока нет технологий, которые смогли бы остановить приближающуюся катастрофу.

Современная экономика существует на стыке индустриальной и постиндустриальной модели развития. Этот стык, даже перелом, хорошо виден в Арктике.

С одной стороны, появляется все больше «гуманитарных» моделей освоения Арктики.

В этих моделях Арктика мыслится как «территория знаний», регион, где ученые будут создавать новые технологии. Как место для экологического туризма. Как территория сохранения быта и традиций коренных народов севера. Пока не совсем ясно, почему новые технологии стоит создавать именно за Полярным кругом, и как удастся привлечь в удаленные северные регионы туристов. Как все это, в свою очередь, отразится на экосистеме Арктики.

С другой стороны, компании продолжают активное промышленное освоение Арктики. Принципы экологической и социальной ответственности постулируются в отчете каждой крупной компании, добывающей здесь ресурсы: концепция «победы над природой» осталась в советском прошлом. Но многие экологи продолжают считать, что даже ответственное и щадящее освоение ресурсов губительно для экосистемы арктического макрорегиона.

Пока же доходы арктических регионов России формируются на базе «осознанной индустриальной» эксплуатации ее ресурсов. Наукоградов все еще нет, как нет и существенного туристического потока. А вот добыча и обработка богатейших ресурсов продолжается. Сделать эти процессы как можно более экологически нейтральными — основной вызов для государства и бизнеса. Ведь Арктика, наряду с Дальним Востоком, который объявлен несколько лет назад территорией опережающего развития, сегодня по сути превратилась в громадную стройку. Несколько глобальных проектов здесь уже реализуется, еще больше — в планах.

Арктика: стройки века

Модернизация порта Мурманска: порт станет хабом мирового уровня, частью транспортной системы Север-Юг;

Строительство глубоководного терминала порта в Архангельске и связанной с ним железной дороги Архангельск — Сыктывкар — Соликамск — Пермь;

Терминал «Ворота Арктики» на Ямале обеспечит отгрузку нефти на танкеры;

Железная дорога Белое море — Коми — Урал;

Завод по сжижению газа на Ямале «Арктик СПГ2»;

Самая северная железная дорога в мире Бованенково— Сабетта на Ямале;

Строительство моста через Обь возле Сургута.

Арктика. В погоне за счастьем

В плановой советской экономике ответственность за северные территории несло государство, которое сформировало модель «заселения» Арктики. Вахтовый метод здесь практиковался только по необходимости и мыслился временным решением. Для осуществления плана «заселения» Арктики в СССР построили самые северные «мегаполисы» мира (по меркам Арктики) — Норильск и Мурманск, проложили самую северную на тот момент железную дорогу — в Воркуту с ответвлением на Лабытнанги. Проблему низкого качества жизни в советских арктических «мегаполисах» решали через северные надбавки. Предполагалось, что бонус к зарплате примирит людей с бытовыми неудобствами и поможет перенести тяготы сурового климата. По факту в СССР сработал «медленный вахтовый метод»: отработав 10—15—20 лет и накопив деньги, люди уезжали.

В современной рыночной экономике государство, по сути, перекладывает ответственность за качество жизни в регионе на компании. Это ситуация является следствием приватизации госпредприятий, которая произошла в 1990-х. По мнению властей, они как бы передали бизнесу в наследство обязательства по восстановлению нарушенного экологического баланса и развитию территорий. Справедлив ли такой подход — тема отдельного материала.

Сложность развития арктических территорий сегодня в том, что старые методы управления человеческим капиталом больше не работают. Если в СССР люди готовы были жить в палатке посреди тайги, строя очередной БАМ, то сегодня специалисты и рядовые работники требуют, кроме денег, высоких стандартов качества жизни в городах присутствия компании. Люди больше не готовы выходить на пенсию с деньгами, но с «букетом» хронических заболеваний — даже если она наступает значительно раньше (что сейчас все более актуально), чем у жителей неарктических регионов.

Сегодня в приоритете у людей — не только достойная зарплата. Она идет в одном пакете с перечнем благ, среди которых — развитая социальная инфраструктура и здоровая экологическая обстановка за окном. Вместе с остальным миром Россия постепенно переходит в стадию постиндустриальной экономики, но, как это происходит и у других стран с добывающей экономикой, она не может сделать это в одночасье. ВВП страны все еще на 48% определяется доходами от экспорта углеводородов. По утверждению правительства, государство реализует «трансферт сырьевых доходов в технологии». Пусть так, но это не быстрый путь.

Пока же отток населения из Арктики продолжается. По данным Росстата, за последние 5 лет арктические регионы покинуло 130 тыс. человек. Профессор Университета Джорджа Вашингтона Марлен Ларюэль в недавно вышедшей книге «Новая мобильность и социальные изменения в российских арктических регионах» пишет, что «за период 1993–2009 годов население Арктики уменьшилось на 15,3%»

Арктика. Новые времена

Задачи государства сформулированы в Госпрограмме развития Арктики. Еще лет десять назад подобные документы критиковали за низкую эффективность. Тогда это были программы-пожелания, если не сказать — декларации. Сегодня, благодаря механизму государственно-частного партнерства, госпрограммы стали по сути инвестпрограммами. Они предусматривают выделение бюджетных средств при обязательном софинансировании со стороны частного капитала. Участие государства в этой модели становится для бизнеса гарантией безопасности и возврата инвестиций.

Осенью прошлого года арктическую госпрограмму продлили до 2025 года и документ был существенно обновлен.

От внедрения технологий — до уборки тундры от мусора. Основные задачи Госпрограммы развития Арктики в области экологии:

сохранение биоразнообразия за счет создания и расширения особо охраняемых природных территорий (нацпарки, заповедники, природные заказники и др.) и акваторий с постоянным мониторингом состояния биосферы;

ликвидация накопленного экологического ущерба (например, уборка территорий от мусора и утилизация отходов индустриальных предприятий);

внедрение на промышленных предприятиях наилучших доступных технологий и оборудования для экологического мониторинга;

разработка экономических механизмов (например, углеродной отчетности и платы за выбросы парниковых газов), побуждающих бизнес снижать воздействие на окружающую среду.

Госпрограмма предусматривает выделение на социальное развитие и экологические программы 209 млрд рублей до 2020 года.

Для того чтобы понять, как изменилась социальная и экологическая политика компаний, включенных в госпрограмму развития Арктики, мы изучили ключевые показатели из нефинансовых отчетов «Норникеля», «Лукойла» и «Газпрома» за 2014–2016 годы.

«Норникель»

Заполярный филиал в Норильске, Красноярский край. Кольская ГМК в Мончегорске, Мурманская область.

Ключевые проекты и достижения в области охраны окружающей среды Экологическая программа «Норникеля» рассчитана на период до 2023 года (ее первый этап реализован к 2016 году). Целевые показатели — сократить выбросы диоксида серы в Норильском промышленном районе на 75% к 2023 году, в поселке Никель — на 50% к 2019 году. В центре программы стоит так называемый Серный проект, который предусматривает перестройку целого ряда циклов и производств в целях снижения выбросов загрязняющих веществ. По данным компании, в 2017 году капитальные вложения в Серный проект составили 2,2 млрд руб., весь проект оценивается в 163,8 млрд руб. (2,6 млрд долл. по курсу на 25 июня). Другие знаковые экологические проекты:

Закрыт никелевый завод в Норильске. В результате остановки одного из самых грязных производств страны выбросы диоксида серы в жилой зоне Норильска снизились на 30%.

На обогатительной фабрике в городе Заполярный ликвидирована старая производственная линия по подготовке медно-никелевого сырья. Данная мера позволила снизить выбросы диоксида серы с 42 тысяч до 1,4 тысячи тонн в год.

Переоборудована Таланахская обогатительная фабрика. В результате реновации удалось предотвратить риск загрязнения подземных и поверхностных вод промышленными отходами.

На Кольской производственной площадке внедрена технология, исключающая загрязнение воды. Это позволило повысить объем ее вторичного использования.

На Медном заводе запущена технология утилизации газов плавильных печей. Благодаря этому стало возможно вторичное использование газов без допущения выбросов в атмосферу загрязняющих веществ.

На Надеждинском металлургическом заводе в ближайшее время будет смонтировано оборудование для улавливания сернистых выбросов. Как следствие — в Норильске повысится качество воздуха.

Ключевые проекты и достижения в области социального развития

«Норникель» содействует обеспечению занятости жителей арктических регионов. Профориентационные мероприятия, нацеленные на детей и молодежь в возрасте до 35 лет, являются частью стратегических документов Красноярского края и Норильска до 2020 года. После закрытия Никелевого завода компания развернула программу переобучения и трудоустройства сотрудников, которые получили места в других подразделениях компании. В рамках программы «Мир новых возможностей» «Норникель» поддерживает социальные инициативы, направленные на решение общественных проблем, и оказывает институциональную поддержку благотворительным организациям и НКО. Со средним и малым бизнесом компания работает на площадке Агентства городского развития Норильска, цель которого — поддержка проектов, улучшающих городскую среду и создающих условия для предпринимательской деятельности. Программа корпоративного волонтерства «Комбинат добра» помогает совершенствовать компетенции и навыки сотрудников.

Компания активно инвестирует в развитие спорта. Среди проектов этого направления — возведение спортивной инфраструктуры и подготовка волонтеров в качестве генпартнера Зимней универсиады 2019 в Красноярске, спонсорская поддержка Чемпионата мира по лыжным гонкам в Мончегорске и общероссийского проекта «Мини-футбол — в школы».

Выводы

Результаты деятельности «Норникеля» в вопросах охраны окружающей среды и социального проектирования показывают, что компания является драйвером развития арктических территорий. По итогам 2016 года достижения компании были отмечены экспертами РСПП — Гран-при в номинациях «За экологическую ответственность» и «За поддержку и развитие социального предпринимательства» конкурса «Лидеры российского бизнеса: динамика и ответственность» — и составителями IX рейтинга «Лидеры корпоративной благотворительности», в котором программа «Мир новых возможностей» стала одним из победителей в номинации «Лучшая программа, направленная на продвижение идей благотворительности в обществе».

Инвестиции в перевооружение предприятий приводят к тому, что производства «Норникеля» становятся «замкнутыми». Компания наращивает использование своих отходов и ресурсов, снижая воздействие на окружающую среду. Например, 85% воды, которая попадает в контур предприятия, используется повторно. Если еще недавно из труб предприятий валил рыжий дым, который экологи называют «лисьи хвосты», то сегодня диоксид серы, придающий такую окраску летучим продуктам горения, перерабатывается и применяется на различных этапах производственного цикла.

ПАО «Газпром»

ООО «Газпром добыча Надым» (г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ)

OOO «Газпром добыча Ноябрьск» (г. Ноябрьск, Ямало-Ненецкий автономный округ)

OOO «Газпром добыча Уренгой» (г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ)

ООО «Газпром добыча Ямбург» (г. Новый Уренгой, Ямало-Ненецкий автономный округ)

Сложность управленческой структуры «Газпрома» не позволяет максимально полно представить арктические предприятия компании. Так, добычей углеводородов занимаются сразу несколько дочерних структур: основные из них нанесены на карту. Магистральные газопроводы и транспортную инфраструктуру строят другие подразделения. Также в Арктике работают компании, в которых «Газпрому» принадлежит лишь доля — например, OOO «Севернефтегазпром». Кроме того, «Газпрому» принадлежит компания «Газпромнефть», имеющая свою управленческую структуру и реализующая проекты в Арктике.

Биологическое разнообразие

Газпром реализует на постоянной основе программу по сохранению биологического разнообразия в Арктике. Она разработана с помощью ФГБУ «Национальный парк „Русская Арктика“», Совета по морским млекопитающим и с учетом предложений Минприроды России и Всемирного фонда дикой природы (WWF) в России. Компания с помощью профильных НИИ изучала экосистему Обской губы с целью ее восстановления и финансировала мониторинг флоры и фауны полуострова Ямал (совместно с Уральским отделением РАН), а также исследования методов наиболее быстрого восстановления тундры (совместно с Тюменским государственным университетом).

Выводы

«Газпром» последовательно наращивает инвестиции в охрану природы, снижает число образующихся отходов и повышает использование попутного нефтяного газа, что позволяет уменьшать выбросы парниковых газов. Компания внимательно следит за воздействием своих производств на биоразнообразие и совместно с ведущими российскими экологическими организациями сокращает ущерб за счет внедрения передовых природоохранных практик и технологий.

В сфере социальной ответственности Газпром является одной из немногих российских компаний, реализующих программы по всем направлениям, которые принято относить к данной тематике. Компания создает рабочие места в регионах присутствия, оказывает помощь ветеранам, людям с ограниченными возможностями, реализует программы поддержки коренным малочисленным народам Севера. Программа «Газпром-Детям» позволила построить и реконструировать в субъектах крайнего Севера ряд оздоровительных комплексов и стадионов. Компания реализовала систему мониторинга здоровья и социального благополучия своих сотрудников, осуществляет жилищное строительство для своих работников, в том числе в регионах Крайнего Севера.

В то же время в годовом отчете за 2017 год, в разделе «социальная и экологическая ответственность» регионы Арктики не выделены. Так, расходы на программу «Газпром — Детям» по регионам Арктики «зашиты» в графу «другие регионы» (25% от общего объема расходов на программу). Отсутствуют финансовые данные по этим и другим социальным программам, в том числе по программе поддержки коренных малочисленных народов Севера. Важнейшая роль компании для регионов Севера не вызывает сомнения. В то же время сама компания недостаточно освещает свою деятельность в арктических регионах.

«Лукойл»

OOO «Лукойл Коми» (г. Усинск, республика Коми) Компания занимается геологическим изучением, разведкой, поиском и добычей углеводородов, реализацией и транспортировкой нефти, газа и продукции газопереработки в республике Коми и Ямало-Ненецком автономном округе.

OOO «Лукойл-Западная Сибирь» (г. Когалым, Ханты-Мансийский автономный округ — Югра) Предприятие работает на территории Тюменской области, Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, Ямало-Ненецкого автономного округа и Красноярского края.

Биологическое разнообразие и благотворительность

Ответственное использование ресурсов

Как и «Газпром», Лукойл поднял до высокого международного уровня переработку попутного газа. Компания сосредоточила свои усилия на повышении качества управления водными ресурсами, результатом чего стало снижение до нуля сбросов неочищенных стоков производств. Вместе с тем Лукойл является лидером в вопросах обеспечения безопасности нефтедобычи в открытом море. Практики компании перенимают ее конкуренты.

Выводы

В сфере социальной и экологической ответственности Лукойл — заметная компания в регионах присутствия, в том числе в Арктике. Компания направляет средства на социально-экономическое развитие арктических регионов, на строительство объектов социальной инфраструктуры, домов для представителей коренных малочисленных народов, сотрудничает с региональными институтами развития. Деятельность компании получила высокую оценку специалистов.

В отчетности по устойчивому развитию компании подробно выделен региональный срез, но, как и в случае Газпрома, скупо приведены стоимостные показатели программ. На данный момент Отчет об устойчивом развитии за 2017 год еще не опубликован.

Арктика. 1+1

Итог деятельности компаний и государства, пока промежуточный, подвели участники конференции, посвященной экологии Арктики, она прошла в конце 2017 года в Красноярске. Ситуация с экологией улучшается, и в основном усилиями компаний, говорилось на конференции. Так, средний возраст производств в самом «грязном» секторе, в металлургии в арктической зоне РФ к 2023 году не будет превышать 30 лет (для сравнения, в США — 80 лет, в КНР — 50 лет), что коренным образом скажется на чистоте окружающей среды.

Арктика учит государство и бизнес ответственности, тесному взаимодействию с заинтересованными сторонами. Именно она сегодня стала полигоном для обкатки практик ГЧП и технологий устойчивого развития. Ответственность в случае Арктики предусматривает воспроизводство ресурсов, их рациональное использование, сохранение природного и социального ландшафтов. Это единственно возможный выбор для сохранения и развития арктических территорий.

Именно в этой, самой северной своей части, Россия имеет шанс начать избавляться от «ресурсного проклятия», чтобы перейти к экономике технологий и знаний. «Арктический кейс» России не столько про рациональное использование природных богатств, сколько про освоение постиндустриальной парадигмы.

Пока в Арктике начал развиваться экологический туризм, а возобновляемые ресурсы (например, чистая вода) становятся предметом экспорта в зоны экологического бедствия: так, КНР уже приобретает бутилированную арктическую воду из РФ.

Устойчивое развитие Арктики открывает перед Россией перспективы стать гарантом мировой экологической и климатической безопасности, решить вопросы возвращения населения в северные регионы и диверсифицировать свою экономику с опорой на новые технологии.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram