5 неоправданных стереотипов о женщинах-руководителях

В мировом сообществе женщина-руководитель — это не редкость, а реалии современной жизни. Но в России ситуация сложнее. В нашей стране женщину на руководящем посту готовы видеть далеко не в каждой организации. О подобных предрассудках — в обзоре Plus‑one.ru.

1. Российский бизнес слишком жесткий

По данным социологов, среди российских руководителей 60% мужчин и 40% женщин. Многие учредители компаний считают, что мужчины по своей природе социально активны и обладают яркими лидерскими качествами. Это позволяет им выжить в агрессивной бизнес-среде России. А вот женщины якобы более эмоциональны и хуже держат удар. Однако опыт мировых компаний говорит об обратном: женщины-руководители проявляют такой же напористый характер и менее склонны к гендерным и социальным стереотипам.

«При выборе кандидатов на руководящую должность в первую очередь мы оцениваем соответствие профессионального опыта и компетенций требованиям по вакансии. На руководящие роли в Schneider Electric мы готовы рассматривать любых кандидатов, вне зависимости от их пола, возраста, национальности и религии. Мы всячески стремимся поддерживать женщин, заинтересованных в должностях, которые традиционно могут считаться мужскими. К ним относятся, например, и руководящие роли. А также мы следим, чтобы при рассмотрении кандидатов не было дискриминации»

Татьяна Агаркова, старший специалист по подбору персонала и направлению Diversity&Inclusion в Schneider Electric

Татьяна Агаркова, старший специалист по подбору персонала и направлению Diversity&Inclusion в Schneider Electric

2. Женщины не хотят быть руководителями

Парадокс, но это действительно так. В нашей стране в большинстве случаев женщина сама не стремится занять руководящую должность. Однако причина не в гендерной принадлежности, а в гендерной дискриминации. Как следует из доклада вице-спикера Совета Федерации Галины Кареловой «о стратегии действий в интересах женщин на 2017–2022 год», средняя заработная плата женщин в России отстает от зарплаты мужчин примерно на 28%. То есть, занимая идентичные ответственные посты, мужчины и женщины получают разное вознаграждение. Вполне естественно, что женщины отказываются от руководящих должностей в пользу рядовых позиций.

«Женщины более осмотрительны: они оценивают шансы и риски, отталкиваются от своих возможностей, даже если это значит, что они займут рядовую должность в организации»

Алена Владимирская, основатель проекта «Антирабство»

Алена Владимирская, основатель проекта «Антирабство»

3. Мужчины-руководители работают эффективнее

Считается, что мужчины лучше ориентируются на поставленную задачу и меньше уделяют внимания межличностным отношениям в коллективе. Они легче соглашаются на ненормированный график и могут задерживаться на работе столько, сколько нужно для дела. Но согласно американским измерениям результатов труда, женщины ничуть не уступают мужчинам в умении концентрироваться. Они также не готовы променять успех проекта на приготовление семейного ужина. Кроме того, женщины осмотрительнее мужчин и принимают более взвешенные решения. Например, им меньше свойственна резкая смена места работы. По данным Росстата в нашей стране 62% работающих женщин меняли компании раз в пять-шесть лет. А вот мужчины не столь постоянны: лишь 35% опрошенных проработали в одной организации больше шести лет.

«Карьера в современном мире — это вопрос приоритетов, личных амбиций, способности быстро адаптироваться к изменениям. Эти качества сугубо индивидуальны как для мужчин, так и для женщин. Однако мы, будучи крупной международной компанией, понимаем, что многие традиционные культуры продолжают рассматривать управленческую карьеру как сугубо мужскую прерогативу. В связи с этим мы уделяем пристальное внимание популяризации историй успеха женщин-лидеров и поддерживаем их в традиционно мужских профессиях. Тема гендера сейчас является очень актуальной. Это связано с общей политикой против дискриминации с одной стороны, и поддержке гендерного многообразия с другой. Одна из ценностей Schneider Electric — многообразие и баланс коллектива по различным признакам, в том числе по полу. Доказано, что гендерно сбалансированные команды могут генерировать более креативные решения и быть эффективнее, чем чисто мужские или чисто женские»

Татьяна Агаркова, старший специалист по подбору персонала и направлению Diversity&Inclusion в Schneider Electric

Татьяна Агаркова, старший специалист по подбору персонала и направлению Diversity&Inclusion в Schneider Electric

4. Женщины успешнее в «женских» профессиях

Эта установка годами бытует в нашем обществе и никак себя не оправдывает. По данным Росстата, в прошлом году самыми популярными профессиями среди женщин стали специальности из области науки и техники. Порядка 320 тысяч женщин заняты в сфере производства электрооборудования и транспортных средств, и только 70 тысяч представительниц слабого пола задействованы в «женской» работе на текстильном и швейном производствах. Руководящие же должности занимают более 60% из числа тех, кто участвовал в исследовании.

5. Нецелесообразно вкладываться в продвижение женщины по службе

Сегодня для того, чтобы занять ведущую позицию на службе, нужно постоянно повышать квалификацию. Как правило, такие расходы оплачивает работодатель. И здесь тоже есть место гендерному неравенству: зачем вкладываться в карьерное развитие женщины, если через пару-тройку лет она уйдет в декрет? Если обратиться к статистике, то риски работодателей кажутся оправданными: количество женщин в возрасте 35 и более лет среди сотрудников стабильно уменьшается. Но если посмотреть на причинно-следственную связь, то можно обнаружить, что сегодня женщины выбирают декретный отпуск в основном всвязи со стагнацией на рабочем месте и отсутствием возможностей для карьерного роста.

В службе исследований hh.ru это подтвердили: «На сегодняшний день молодому специалисту-мужчине удается сделать карьеру и стать руководителем отдела в среднем за 5 лет. Тот же путь женщина проходит в полтора раза дольше».

Подписывайтесь на канал +1 в Яндекс.Дзен.

Автор

Елена Белоусова-Байковская