Велопрокату помогут «умные велосипеды» и удобная сеть стоянок

Британский эксперт проанализировал опыт десятков мегаполисов и выявил самые распространенные ошибки транспортных служб

Система городского велопроката — это одно из самых перспективных транспортных решений. По всему миру уже насчитывается около полутора тысяч сетей байкшеринга (прокат велосипедов). Они помогают снизить нагрузку на общественный транспорт, уменьшить автомобильные заторы в центре мегаполисов и предлагают людям здоровый и экологичный способ передвижения без необходимости покупать свой собственный велосипед. Но как показывает опыт некоторых городов, в частности в Китае, эти принципы не всегда реализуются на практике. Причины неудач «зеленой» инициативы в издании The Conversation проанализировал Александрос Никитас из Университета Хаддерсфилда (Великобритания).

Чрезмерные усилия

Ряд факторов превращает город в неудобное место для велопроката: чрезмерно сложное планирование, слишком строгие законы (например, обязательное использование велошлема) или сложности в решении организационных вопросов (например, долгий поиск мест для размещения прокатных станций). Также потенциальных велосипедистов могут отпугнуть неразвитость инфраструктуры (малочисленные или небезопасные велосипедные дорожки) вместе с проблемами безопасности дорожного движения, плохим климатом или холмистым ландшафтом. Число пользователей системы вряд ли будет значительным, если велопрокату недостает рекламы или расширение сети происходит слишком медленно.

Поскольку сеть велопроката позволяет взять и вернуть велосипед только на специализированных станциях, решающее значение здесь имеет удобство их расположения. Так, в Сиэтле компания Pronto не учла этот фактор, и была вынуждена закрыть свою сеть байкшеринга в 2017 г. Решить проблему последние два года пытаются китайские сети Mobike и Ofo, финансируемые интернет-гигантами Alibaba и Tencent. Они предоставляют пользователям «умные велосипеды», которые могут быть заблокированы и снова открыты в любом месте с помощью мобильного приложения. Таким образом горожане получили, наконец, возможность перемещаться «от двери до двери», а не только до ближайшей станции проката. Такая инновация, по мнению Никитаса, позволит изменить представление о велопрокате, как Uber и Lyft в свое время изменили представление о такси.

Неверный расчет

Эксперт отмечает, что многие компании, торопясь использовать новые возможности, уже потерпели фиаско. Третья по величине китайская компания, сдающая в прокат велосипеды, Bluegogo столкнулась с финансовыми трудностями, несмотря на оборот 226 млн фунтов стерлингов ($304 млн) и 20 млн клиентов. Причина — слишком высокая конкуренция на этом рынке, при большом выборе дешевых велосипедов и низком спросе на них. Другой пример — компания Wukong Bicycle. Этот небольшой китайский стартап разместил 1200 велосипедов в холмистом китайском городе Чунцин и потерял бизнес через шесть месяцев работы, потому что не установил на свой транспорт GPS датчики: 90% велосипедов оказались пропавшими или украденными.

Пекинская компания по продаже велосипедов 3Vbike также обанкротилась в июне 2017 г. Вместо того, чтобы создать собственное мобильное приложение для клиентов, бизнесмены использовали в работе данные о местоположении из мессенджера WeChat, что сделало отслеживание неэффективным. За 4 месяца 3Vbike потеряли более 1000 своих велосипедов.

Первая в Великобритании система Mobike (Манчестер) по-прежнему успешно функционирует, несмотря на проблемы в первые 3 месяца работы: тогда велосипеды компании сбрасывали в каналы и бункеры, крали. Скоро транспорт отремонтировали, а сеть станций перераспределили на меньшей территории в центре города. Похожие проблемы пришлось решать и австралийской компании oBike.

Советы по выживанию

Чтобы модель обмена велосипедами выжила, недостаточно одних технологий, предупреждает Никитас. Эксперт предлагает операторам принять к сведению ряд деталей. Например, если неудачу потерпели обычные пункты проката, он предлагает прокатным компаниям перейти на «умные велосипеды», которые делают географию поездок более гибкой. При условии, конечно, что в городе существует спрос на такие услуги. В целях сохранности велопарка, такой свободно перемещающийся транспорт обязательно должен быть оснащен системой GPS-навигации.

Прокатным компаниям следует учесть, что привлекательные тарифы и простота доступа к системе помогут упростить пользование прокатом. Важно, чтобы у системы байкшеринга было собственное мобильное приложение.

С самого первого дня работы компании должны быть установлены механизмы защиты от вандализма и наказание за кражу транспортных средств. В то же время не помешают акции и кампании, развивающие культуру велошеринга и убеждающие людей бережно относиться к прокатному инвентарю.

Слишком большая конкуренция в границах одного города — это перенасыщение рынка сбыта и смертельная ловушка для небольших сетей проката. Поэтому для успеха бизнеса необходима корректная оценка рынка и запланированный рост прокатной сети.

Эксперт отмечает также важность поддержки городскими властями сети велопрокатов и инвестиций в инфраструктуру велосипедного движения. Однако слишком агрессивное расширение прокатной сети может навредить байкшеринговой компании. Так как сверхприбылей на этом рынке ждать не приходится, говорит эксперт, а значит и ожиданиями инвесторов надо управлять с осторожностью.

Система общественных велопрокатов становится важным дополнением к инфраструктуре многих городов, перегруженных автотранспортом. Но стоит помнить, отмечает автор колонки, что не каждый город создан для того, чтобы стать раем для велосипедистов.