Инклюзивный проект фонда «Марха­мат» в помощь детям и их родителям

Сегодня на территории Республики Башкортостан проживает более 300 тысяч инвалидов, из них более 14 тысяч детей. Семьи с ребенком-инвалидом нередко испытывают сложности в общении с окружающими, которые часто избегают таких детей.

Дети-инвалиды практически не имеют возможности заводить знакомства и выстраивать круг общения, особенно со здоровыми сверстниками. Проблема «ребенок-инвалид» имеет два аспекта: с одной стороны — его семья, а с другой — сам ребенок.

Родители детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться и обучаться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию способны лишь немногие семьи, а при оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни.

Что касается самого ребенка-инвалида, его проблема как личности в том, что он лишен обычного мира детства, отделен от своего здорового сверстника, от круга его дел, интересов, забот.

Инклюзивный образовательный центр, которому нет аналогов

В Уфе и в целом по Республике Башкортостан не так много учреждений, занимающихся комплексной социальной реабилитацией, методической и юридической поддержкой ребенка с ограниченными возможностями и его семьи. А место, где дети с ОВЗ получают еще и дополнительное образование в Уфе, всего одно — проект «Центр детского развития» Благотворительного образовательного фонда «Мархамат».

Центр создан в августе 2011 года. Он работает по инклюзивным методикам, имеет лицензию на образовательную деятельность по программам дополнительного образования. Целью проекта является создание оптимальных условий для самоопределения и саморазвития личности, социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Проект активно информирует жителей Республики Башкортостан о важности толерантного отношения общества к детям с ОВЗ и о том, какую помощь в Центре при БОФ «Мархамат» могут получить семьи, воспитывающие таких детей.

Центр располагается в специально оборудованном помещении, адрес которого вы можете найти на официальном сайте фонда и на его странице «Вконтакте». Все специалисты и волонтеры фонда «Мархамат», принимающие участие в проекте, имеют большой опыт работы с особенными детьми.

Всесторонняя поддержка и индивидуальный подход к детям

В настоящее время в Центре занимаются 250 детей с нарушениями умственного развития, расстройствами аутического спектра (РАС), эпилепсией, генетическими синдромами, трудностями обучения и другими проблемами. С 2011 года по настоящее время фонд оказал помощь 1833 детям с ОВЗ и их родителям и законным представителям.

Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа и график занятий. Групповые занятия проходят по таким дисциплинам, как развитие речи, формирование элементарных математических представлений, английский для малышей, декоративно-прикладное искусство и музыкальные занятия. Индивидуальные занятия проводят педагог-психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, эрготерапевт, физический терапевт, семейный психолог, преподаватель музыки, педагог по рисованию и ручному труду.

Кроме того, в рамках центра детского развития функционируют подпрограммы: Семейный клуб «Бусинка» (работа с молодыми людьми с ограниченными возможностями здоровья) и Служба ранней помощи (работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья от 0 до 4 лет и их семьями путем организации групп присмотра).

Проект помогает детям и их родителям адаптироваться в обществе

Фонд сотрудничает с телеканалами «Башкирское спутниковое телевидение», «Вся Уфа», а также с периодическими печатными изданиями «Вечерняя Уфа» и «Башкортостан кызы». Фонд сотрудничает с кинотеатром «Родина», в котором есть оборудованный зал для детей с ОВЗ.

Министерство культуры Республики Башкортостан предоставило подопечным фонда возможность бесплатно посещать ряд театров, кинотеатров, выставок и концертов.

Благодаря реализации данного проекта у детей, посещающий Центр детского развития, формируются необходимые социально-бытовые и коммуникативные навыки, повышается самооценка, формируется активная жизненная позиция, исчезает страх перед общением со сверстниками. Проект дает воспитанникам возможность продолжить свое обучение в обычных школах в рамках инклюзивного образования или в коррекционных школах.

Родители получают необходимую поддержку, имеют возможность выйти за рамки семейной замкнутости и распространить свой опыт среди других родителей, воспитывающих детей с особенностями. У них формируются навыки социальной активности и конструктивного поведения.

Гареева Айгуль Рашидовна, президент «Благотворительного образовательного фонда «Мархамат»

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.