Нужны звезда и экшн. Как донести до зрителя задумку смыслового кино

Ежегодный международный фестиваль зеленого документального кино Europe Green Talks 2018 проходит в этом году с 21 по 26 мая на площадках Центра документального кино, Букводома, ВШЭ, МЭИ и Artplay. Гостей ждет неделя кинопоказов, а также новый формат: встречи с экспертами, которые помогут разобраться в задумках фильмов на темы экологии и социальных проблем, объяснят сложные моменты и ответят на неудобные вопросы. Для зрителей вход на мероприятия бесплатный. Организатор и координатор Ecocup Наталья Парамонова рассказала Plus-one.ru об эффектах смыслового кино, о неравнодушных режиссерах и сюрпризах этого года.

Наталья Парамонова

— Как отбирались фильмы на фестиваль Europe Green Talks в этом году?

В первую очередь мы обращали внимание на картины, которые отметились на других фестивалях документального кино, не обязательно новые. Например, фильм 2015 года «Из глубины» затрагивает тему снижения мировой потребности в угле и полном отказе от него. Он рассказывает об итальянском шахтерском поселении, в котором закрывается последняя шахта. Повествование идет от лица местной жительницы, чья семья многие годы трудилась под землей. Картина показывает, что в одном и том же поколении есть как те, кто открывал шахты и гордился тем, что дает стране уголь, так и те, кто стал закрывать их со словами, что добыча угля больше никому не нужна и, вообще, вредна.

Итальянский фильм 2017 года «Окно во двор» (отсылка к фильму Хичкока, в котором пассивное наблюдение привело к расследованию. — Прим. ред.) — это подборка частных практик и кейсов обращения с отходами в разных городах. Он поднимает проблему потребительского поведения и общей ответственности за образование мусора.

Всего у нас пять фильмов, но, пожалуй, самая именитая картина, которая откроет фестиваль, — «Зеленое золото» производства Финляндии, Германии и Швеции. Его режиссер Йоаким Деммер приедет на открытие в ЦДК. Это огромная удача, поскольку человек он закрытый, но тут согласился приехать на целых два дня. Идея для фильма пришла к нему в аэропорту, пока он ждал свой рейс. Он увидел, что в один самолет, который летел в Европу, загружали продукты, а в то же время из другого самолета выгружали мешки с гуманитарной помощью. Он раскрутил историю до настоящего детектива и смог обратить внимание на последствия глобализации. Мы легко покупаем в магазинах авокадо, папайю, манго, клубнику из экваториальных стран и не думаем, что ради плантаций, которые снабжают полмира, вырубаются леса, уменьшается среда обитания животных и коренных племен.

В этом году мы сделали нестандартный фестиваль. Как и прежде это будет подборка качественных и захватывающих документальных фильмов. Но в этот раз картины подсветят экологические и социальные проблемы, заложенные в 17 стратегических Целях устойчивого развития ООН, которые не достигаются по одной — только в комплексе.

— Из-за общественного резонанса фильма о касатках в неволе Blackfish американского фестиваля независимого кино Sundance сети дельфинариумов SeaWorld пришлось убрать из трюковых шоу касаток. Возможен такой эффект в нашей стране? Есть ли рецепт успешного зеленого кино?

Фильм или череда фильмов могут стать первым толчком к изменению общественного сознания или последним движением к законодательным инициативам. Но никогда неизвестно, что будет этой последней каплей. У нас, например, в прошлом году также был фильм «Рожденный свободным» про торговлю млекопитающими — касатками, дельфинами, китами. Зал был потрясен увиденным. Я сама теперь вообще не могу ходить в дельфинарии. Хотя помню, как эти шоу красивы, и возникает логичный вопрос — как другим способом общаться с дикой природой?

Рецепт успешного кино такой же, как и у любой статьи, рассказа, фильма — нужны звезда и экшн. У каждой картины есть свой зритель и способы донести до людей суть и смысл. После просмотров мы видим, как люди реагируют на близкие им темы, спрашивают, как им быть и что делать, рассказывают личные истории. Равнодушным не остается никто.

— Вы замечаете переоценку взглядов у аудитории за восемь лет проведения фестиваля в России?

Фильмы создают в некотором роде повестку, но в то же время идет и отклик общества на проблемы экологии. У меня есть любимый пример с оператором фильмов в ЦДК — человека непосвященного в тему и смотрящего со стороны. Он прокручивал фильм наш про жвачку и потом рассказывал: «Вышел я в курилку, вижу — жвачку прилепил кто-то. И думаю — она меня и детей моих переживет». Фильмы на фестивале меняют сознание, их посыл не может не действовать.

Конечно, в темах свалкок и вырубки лесов, которые касаются каждого, информационное поле уже раскачено. Но восемь лет назад про вред обилия пластика и не думал никто, а теперь, посмотрите, идут экоуроки в школах, прошел Год экологии — каким бы он ни был. Все больше людей ходят с тряпичными сумками и многоразовыми бутылками для воды. Уже пошла заметная реакция бизнеса, крупные торговые сети меняются, учитывая не только прибыль и степень своего влияния на окружающую среду.

— Значит ли это, что современные зрители «дозрели» до более серьезных и осознанных мероприятий?

Я считаю, что да. Поэтому в этом году формат кинофестиваля усилен лекциями и личными встречами экспертов и зрителей — это Europe Green Talk. То есть, обычно после показа у нас проходят обсуждения, и режиссеры комментируют картины. Теперь же мы собрали фильмы под одну тему устойчивого развития и пригласили экспертов из разных областей в данной сфере. Мини-встречи в динамичном разговоре в формате speed meeting, будут идти с 10 до 16 часов с перерывами.

Мы делаем это по той причине, что устойчивое развитие не вполне понимается даже людьми, погруженными в тему, активистами или экологами. Поэтому мы даем зрителям возможность задать экспертам простые, жизненные, в чем-то неудобные и наивные вопросы. Например — а в чем выносить мусор, если мы отказываемся от пакетов? Или — а не будут ли вороны растаскивать отходы, если мы выкинем его без пакета? Вплоть до таких вопросов, да. Потому что на них сам не ответишь, а спросить иногда стесняешься. Мы уверены, что такой диалог будет полезен и для самих экспертов, которые редко контактируют с неподготовленной аудиторией. А ведь это важно — понять нужды людей и оценить, какие проекты они готовы поддержать, а какие — нет.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Елена Матвеева