Ученые: пожилые сотрудники сильнее переживают психологический стресс на рабочем месте

Руководителям следует учитывать возрастной фактор при управлении человеческими ресурсами

Пожилые сотрудники испытывают больше стресса, чем их молодые коллеги, когда работодатели не предоставляют им поддержку и ресурсы, необходимые для хорошей работы. Таковы выводы исследования, которое было опубликовано в журнале Vocational Behavior и является частью более масштабного проекта, направленного на улучшение здоровья, благополучия, безопасности, баланса между работой и личной жизнью.

Группа ученых, состоящая из Лале Ялдиз, доктора философии и кандидата наук в индустриально-организационной психологии, а также профессоров психологии Портлендского государственного университета Дональд Труксильо, Лесли Хаммер и Тодд Боднер — в течение года исследовала состояние 243 работников в сфере ЖКХ в возрасте от 24 до 64 лет. О работе исследовательской группы рассказывает Phys.org.

Исследование показало, что как молодые, так и зрелые работники имели более низкий уровень стресса, когда считали, что их уважают и справедливо относятся к работе, когда им предоставляли больше автономии на работе, а отношения с руководством были хорошими. Но в случаях, когда таких ресурсов не хватало, работники старшего возраста сообщили о значительно более высоких уровнях стресса год спустя, чем их младшие коллеги.

«Это то, что работодатели должны предоставлять всем сотрудникам, но может быть особенно важно для работников старшего возраста, — сказал Труксильо. — Никому не понравится политика компании, которая гласит: „Мы относимся к младшим так, а к старшим — иначе“. Но это показывает вам, что система управления человеческими ресурсами должна учитывать возраст сотрудников и их потребности».

По словам исследователя Лале Ялдиз, полученные результаты свидетельствуют о том, что старшие работники более чувствительны к автономии и психологическому климату на рабочем месте, чем молодые работники, потому что эти ресурсы позволяют им адаптироваться к психологическим и физиологическим изменениям, которые происходят с возрастом. Например, пожилые работники склонны уделять приоритетное внимание эмоциональным потребностям и больше заботятся о том, чтобы иметь социально значимые отношения и наставлять своих коллег, в то время как для молодых важнее приобретение навыков, необходимых им для продвижения в карьере.

«Когда рабочая сила становится все более неоднородной по возрасту и в то же время старше, важно понимать различия между молодыми и пожилыми работниками, чтобы помочь им более эффективно реализовывать свои карьерные потребности», — сказала Ялдиз.

Авторы подчеркивают важность сделанных ими выводов в связи с тем, что число работающих людей старше 55 лет продолжает расти. По оценкам Бюро трудовой статистики США, к 2020 году они будут составлять почти четверть всей рабочей силы в стране.

По данным Росстата за 2016 год, в России проживает 9,4 млн человек в возрасте от 60 до 64 лет, 7,2 млн — в возрасте от 65 до 69 лет, более 13 млн — в возрасте от 70 и более лет. По статистике, каждый второй сотрудник 45 лет и старше планирует работать как минимум до 65. Занятыми числятся 22,8% граждан 60-72 лет и 64% граждан 55-59 лет.