Эксперты отметили снижение успеваемости студентов из-за смартфонов

Разработчики образовательных программ изучают влияние технологий на когнитивные способности человека

Смартфоны ухудшают показатели успеваемости студентов, мешая им долго концентрироваться на одном объекте. К таким выводам пришли специалисты группы исследователей познавательных способностей и технологий отдела информатики в Стелленбосском университете (Stellenbosch University, ЮАР). Об этом сообщается на сайте Phys.org.

Руководитель группы Даниель ле Рукс (Daniel le Roux) и докторант Дуглас Пэрри (Douglas Parry), которые изучают влияние цифровых медиа, называют современного студента цифровым аборигеном. Родившиеся после 1980 г. выросли в среде технологий. Они постоянно переключаются между гаджетами, обновляют ресурсы и склонны выполнять несколько задач одновременно.

Широкое использование цифровых технологий молодыми людьми привело к тому, что больше учителей стали включать в занятия видео, подкасты, социальные сети и разрешают использовать на уроках смартфоны. Однако, как установили Даниель ле Рукс и Дуглас Пэрри, большая часть студентов использует телефоны на лекциях не в учебных целях. «Если вы думаете, что они следуют за лекционными слайдами или ведут дебаты по теме, вы ошибаетесь», — предупреждают эксперты. По словам экспертов, чаще всего студенты используют телефоны, чтобы общаться с друзьями в социальных сетях, смотреть ролики на YouTube или просматривать интересные веб-страницы.

«Хотя умные цифровые технологии упростили жизнь человека, все больше исследований доказывают, что, постоянно нас отвлекая, они вредят нашей способности концентрироваться, — предупреждают Даниель ле Рукс и Дуглас Пэрри. — Осознать содержание лекции очень сложно, когда вы переключаете внимание на телефон каждые пять минут. Использование мультимедиа во время занятий ведет к более низкой академической успеваемости».

По словам специалистов Стелленбосского университета, ряд преподавателей в технических университетах, например, Массачусетском технологическом институте (США), уже распознали данную тенденцию и запрещают студентам приходить на занятия с телефонами, чтобы стимулировать групповое взаимодействие, усиливать внимание студентов и развивать навыки критического мышления. Эксперты призывают разработчиков образовательных программ лучше изучить влияние технологий на когнитивные способности человека.

Влияние смартфонов на работников

Прошлогоднее исследование ресурса Voucher Cloud показало, что смартфоны снижают продуктивность человека. Люди эффективно работают лишь 2 часа 53 минуты в день. Другое исследование, проведенное компанией Dscout, показало, что пользователь проводит в смартфоне, в среднем 2 часа 25 минут в день, некоторые — до четырех часов. Согласно исследованиям, смартфоны имеют привилегированное внимание человека наряду со звуком его имени. Сотрудник не может сфокусироваться на работе, когда рядом лежит телефон, так же, как не может выполнять задачи, когда стоящие рядом люди разговаривают о нем.

Как рассказал бывший менеджер продукции компании Google изданию Computer World Тристан Харрис, технологии лучше покоряют человеческие инстинкты, чем люди сами контролируют их: в то время как смартфоны и приложения становятся все более вовлекающими и захватывающими, природная способность человека противостоять зависимости и фокусироваться остается прежней.

Программист и изобретатель кнопки «Like» в Facebook Джастин Розенштайн и Харрис предупреждают, что смартфоны могут ухудшить положение и состояние не только отдельного человека, но общества и государства, в целом. По словам специалистов, пользователи гаджетов хуже справляются с работой и склонны принимать плохие деловые и политические решения.

Издание Computer World предлагает людям ограничивать использование смартфонов в течение дня, устраивать разгрузочные недели и удалить приложения социальных сетей.