Китай предлагает лазером уничтожить космический мусор с орбиты Земли

С развитием космического туризма обломки старых спутников будут становиться все более опасными для судов, отправляющихся в нашу атмосферу

В настоящее время вокруг Земли вращается около 20 тыс. осколков космического мусора, которым люди загрязняют орбиту с 1957 года. Это куски старых спутников, использованные ступени ракет и фрагменты, оставшиеся от их столкновений, скорость движения космических обломков достигает 17,5 тыс. миль (28,2 тыс. км) в час. Идеи по избавлению от этого опасного мусора варьируются от его сбора гигантскими сетями до удаления его с земной орбиты при помощи магнитов. Команда изобретателей из Китая предложила разбить мусор на более мелкие детали, используя лазер, пролетающий вокруг Земли. О плане китайских ученых рассказал журнал Wired.

Цюань Вэнь (Quan Wen) с коллегами из китайского Военного авиационного инженерного университета (Air Force Engineering University in China) использовали метод численного моделирования, чтобы проверить, как лазер может повлиять на количество существующего космического мусора. Лазер предполагается установить на спутник. С орбиты устройство будет излучать свет в инфракрасном спектре, генерируя 20 вспышек в секунду в течение нескольких минут. Как считают авторы исследования, должно быть достаточно, чтобы расщепить обломки мусора.

Команда описала, как вычислялись теоретические углы, под которыми может быть направлен лазер, и положение устройства в небе. Исследователи обнаружили, что когда его склонение и прямое восхождение (координаты в экваториальной системе координат — одной из систем небесных координат, в которой основной плоскостью является плоскость небесного экватора) относительно Земли были такими же, как и у космического мусора, на который устройство нацеливалось, взрываниеработа лазера былоа наиболее эффективнымой.

«Исследование обеспечивает необходимую теоретическую основу для развертывания космической лазерной станции и применения ее для удаления космического мусора», — считают авторы работы.

Поиск вариантов очистки космоса от мусора

Исследователи по всему миру продолжают искать способы избавления от космического мусора. В 2014 году была запущена инициатива Европейского космического агентства (ESA) под названием e.Deorbit, нацеленная на захватывание мусора на высоте 800–1000 км, — ESA изучает лучшие методы. Еще один вариант избавления от космического мусора — спутник CleanSpace One — разрабатывается швейцарским Федеральным технологическим институтом в Лозанне (Swiss Federal Institute of Technology in Lausanne). Предполагается, что устройство будет запущено в 2018 году.

Как отмечает Wired, все эти идеи нацелены на решение проблемы, которая будет только обостряться, если ничего не менять. С развитием космического туризма обломки старых спутников станут крайне опасными. Окончательное решение, вероятно, объединит ряд методов, включая разрушение, сбор и удаление мусора с орбиты.

Количество космического мусора растет

По оценкам ученых, на орбите находится около 170 млн единиц космического мусора наряду с инфраструктурой стоимостью $700 млрд. При этом отслеживаются только 22 тыс. обломков.

Согласно ежеквартальному отчету NASA, количество космического мусора на околоземной орбите увеличилось почти на 500 объектов в 2017 году. Общее количество крупных объектов составляет более 18 тыс., из них порядка 4400 единиц — действующие и вышедшие из строя спутники, порядка 13 900 объектов — ступени ракет, разгонные блоки и обломки космической техники. По данным организации, наибольшее количество космического мусора принадлежит России — более 6500 объектов. США занимают второе место по засорению околоземной орбиты — порядка 6000 объектов. Третье место занимает Китай, у которого около 3800 объектов. Остальные страны фактически не повлияли на засорение околоземной орбиты.