Что такое враждебная архитектура

Враждебная архитектура — это вид городского дизайна, цель которого — оградить элементы инфраструктуры от нежелательного использования. Например, высокие стальные разделители поперек скамьи не дают бездомному прилечь на нее, а выпуклости и шипы на широких бордюрах мешают проехать скейтеру. Plus‑one.ru разбирался, почему враждебная архитектура стала неотъемлемой частью городской среды и как она препятствует достижению целей устойчивого развития.

Скамейка, на которой бездомный не сможет уснуть, — классический пример враждебной архитектуры

Градостроители хотят, чтобы бездомные исчезли

Враждебная инфраструктура искусно маскируется под комфортную городскую среду. Власти не могут открыто сказать бездомным, нищим и другим «невидимым обществу» людям: «Ты нам не нравишься, уходи». Вместо этого они делают все, чтобы человек сам понял — ему здесь нет места. Так, сиденья автобусных остановок в Москве разделены металлическими скобами, не позволяющими прилечь.

Более грубое решение — скамейки, сиденья которых на ночь поднимают и запирают на замок. Такую конструкцию установили в Люберцах местные жители. А вентиляционные шахты в центре Москвы закрыли решетками с шипами, чтобы бездомные не могли на них греться. И это все — несмотря на высокую смертность: из-за холодов в России ежегодно гибнет около 1,5 тыс. человек, ночующих на улице. Многие из них получают травмы, например теряют конечности из-за обморожения. Все это повышает нагрузку на здравоохранение и благотворительные организации, в том числе «Социальный патруль», курсирующий по улицам столицы в поисках людей, нуждающихся в помощи.

Примеры враждебной архитектуры по всему миру

С элементами современной враждебной архитектуры можно столкнуться во многих городах мира.

Шипы, которые не позволяют сидеть на ступеньках

Шипы на тротуарах

В Лондоне, Сиэтле и Сан-Франциско острые шипы устанавливают в местах ночевок бездомных людей и животных. Иногда с той же целью используют камни или кактусы. Активисты придумали, как бороться с шипами: они замазывают их резиновой краской, которая при высыхании образует эластичное покрытие, и кладут сверху слой пенопласта и теплое одеяло.

Мосты, не пропускающие бедных

Американский градостроитель Роберт Мозес в середине ХХ века спроектировал мосты над шоссе, ведущим к городским паркам Лонг-Айленда (острова, на котором располагается значительная часть Нью-Йорка), таким образом, чтобы под ними не мог проехать автобус. Роберт Каро, автор книги «Власть брокера: Роберт Мозес и падение Нью-Йорка», обвинил градостроителя в том, что его мосты мешают бедным «цветным» семьям, не имеющим личного автомобиля, посещать городские парки и благоустроенные пляжи.

Колючки не дают птицам садиться на деревья

Колючки на ветвях деревьев

Жители одного из районов Бристоля (Великобритания) решили прогнать из своих дворов птиц, которые пачкают машины экскрементами. Для этого они закрепили на ветвях деревьев подобие колючей проволоки с острыми шипами. Экологи были возмущены столь грубым вмешательством в природу, но заставить жильцов снять колючки не удалось, так как деревья растут на частной территории.

Отпугиватель молодежи

В Великобритании изобрели устройство под названием Mosquito («Комар»). Оно издает неприятный писк определенной частоты, которую слышат только люди в возрасте от 12 до 22 лет. Предполагалось, что «Комара» будут включать только в крайнем случае — например, если охрана не может справиться с хулиганами. Но на деле его часто используют для профилактики вандализма. Например, в 30 парках Филадельфии (США) устройство оставляют включенным с 10 вечера до 6 утра.

Комитет ООН по правам ребенка призвал прекратить использование «Комара», ведь жители имеют равное право находиться в общественных пространствах. Но власти Филадельфии заявили, что не считают применение этого устройства дискриминацией.

Враждебные велосипедные парковки

Власти Сиэтла выгнали из-под моста бездомных и смонтировали на месте их лагеря парковку для велосипедов из 18 стоек. Ее истинное предназначение очевидно, ведь эта территория никогда не пользовалась популярностью у велосипедистов.

Для борьбы с бездомными в Японии придумали скамейки, на которые невозможно прилечь

Металлические скамейки в Токио

Летом скамейки из металла сильно нагреваются, поэтому долго сидеть или лежать на них не получится. А зимой они слишком холодные. В Токио есть и другой вариант «антибездомных» скамеек — с очень коротким сиденьем, на которое невозможно прилечь.

Отношение к враждебной архитектуре: аргументы за и против

Сторонники враждебной архитектуры — они называют ее «защитной» — утверждают, что подобный городской дизайн помогает обеспечивать безопасность, предотвращать беспорядки и препятствовать антиобщественному поведению: попрошайничеству, хулиганству, бродяжничеству, пьянству. Еще одна цель hostile architecture — борьба с инфекционными заболеваниями, распространяемыми бездомными животными. Противники этой стратегии уверены: шипы и другая паразитная архитектура лишь маскируют эти проблемы, а не решают их.

Шипы, не дающие бездомному спать под банкоматом

Социолог лаборатории городских инициатив Москвы «Гражданская инженерия» Петр Иванов отметил, что люди редко протестуют против враждебной архитектуры, потому что попросту не замечают ее. Не имея необходимости ночевать на лавке, сложно сообразить, что подлокотники мешают устроиться на ночлег.

Но иногда общественность все же встает на защиту наиболее уязвимых групп населения и заставляет градостроителей отказаться от враждебной архитектуры. Так, более 131 тысячи жителей Лондона подписали петицию с требованием убрать шипы у здания, принадлежащего компании Property Partners, занимающейся продажей коммерческой недвижимости. Активисты добились своего — шипы демонтировали. Создатель петиции, медсестра Гарриет Уэллс, отметила, что об уязвимых категориях населения нужно заботиться, а не изолировать их от общества, выгоняя в безлюдные места.

Сторонники отказа от враждебных элементов застроенной среды призывают тратить деньги не на карательные, а на превентивные (предупреждающие) методы. Так, сотрудники Института социальных исследований Университета Нью-Мексико выяснили, что предоставление бездомным временного жилья потребовало бы меньше вложений, чем конструкции, не позволяющие спать на улице. А строительство скейт-парков уменьшило бы число людей, рискующих здоровьем из-за катания в непредназначенных для этого местах. Однако проблема враждебной архитектуры по-прежнему существует.

В 2019 году в газете The Los Angeles Times опубликовали письмо Стива Дьюси, живущего на улицах Голливуда. Он написал, что его огорчает тот факт, что правительство города скорее потратит тысячу долларов на антибездомную архитектуру, чем на заботу о здоровье и благополучии людей, которым негде переночевать.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева