Нужно ли изучать в школе экологию

Одна из главных тем международной повестки — климатический кризис, но осознает ли подрастающее поколение его опасность? Экологическая культура, развитие экообразования и эковоспитания прописаны в законодательстве, но на практике в школьной программе до сих пор нет предмета, посвященного заботе о природе. Plus-one.ru разбирался, кто отвечает за экологическое просвещение учеников.

О проблемах окружающей среды дети должны узнавать еще в школе — так они смогут спасти планету, которая находится на грани климатической катастрофы

Какие законопроекты регулируют экологическое просвещение

Экопросвещение — это распространение знаний о состоянии природной среды, рациональном использовании ресурсов и экологической безопасности. Оно регулируется следующими документами:

Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), у школьников 5-9 классов необходимо сформировать представление об экологических проблемах и катастрофах, причинах их возникновения и путях решения и устранения. Кроме того, одна из характеристик выпускника средней школы — «осознанное ведение образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды».

В ст. 74 № 7-ФЗ указано, что экопросвещение могут осуществлять не только образовательные учреждения, но и органы государственной власти, средства массовой информации, музеи, библиотеки, природоохранные организации и др.

В Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, утвержденных в апреле 2012 года, отмечено, что обучение экологической грамотности должно быть включено в образовательный стандарт.

Правда, есть один нюанс. Нормы, касающиеся экопросвещения, являются лишь рекомендациями. Их выполнение никем не контролируется и зачастую не оплачивается.

Пока в российских школах нет уроков по экологии — знания об окружающей среде распылены по разным предметам и факультативам

Как выглядит экологическое образование в школах

В современных школах России нет отдельных занятий по экологии. Предполагается, что дети узнают о проблемах окружающей среды на смежных дисциплинах (природоведение, биология, естествознание, география), а также во время внеклассных мероприятий, например субботников, походов, посещения ботанического сада.

Однако, как отметил член Общественного совета при Минприроды Александр Федоров, ни один обязательный предмет школьной программы не содержит информации о том, как бороться с надвигающейся климатической катастрофой и приспосабливаться к жизни в мире, где все чаще происходят наводнения, засухи, лесные пожары и другие чрезвычайные ситуации. При этом устойчивое развитие страны станет невозможным, если подрастающее поколение не осознает всю серьезность экологических проблем и не поймет, как нужно действовать, чтобы спасти планету.

Сейчас знания об экологии даются фрагментарно. Как правило, учителя выделяют для этого один-два урока в год. Естественно, этого времени недостаточно, чтобы сформировать у детей представление том, как окружающая среда меняется под воздействием человека. Информацию о вымирании редких животных или загрязнении рек школьники используют только для сдачи экзаменов.

В целях экологического просвещения учителя часто устраивают для школьников вылазки на природу

Как пандемия повлияла на экологическое воспитание

Во время пандемии, когда школьники перешли на дистанционное обучение, экопросветительские мероприятия пришлось отменить. Времени на освоение основной программы катастрофически не хватало, поэтому провести онлайн-занятия на тему экологии тоже не удалось.

Зато после возвращения к привычному формату обучения российские педагоги вновь принялись за экопросвещение учеников. Например, преподаватели школ Чеченской республики регулярно организуют экскурсии к природным достопримечательностям региона, в зоопарк и ботанические сады. А в образовательных учреждениях Москвы, Петербурга и других регионов страны появились контейнеры для раздельного сбора мусора, и педагоги учат пользоваться ими даже первоклассников.

Роль некоммерческих организаций в экообразовании школьников

Стремительно меняющийся климат не позволяет и дальше игнорировать тему воспитания осознанного отношения к природе у подрастающего поколения. Появления в школьной программе дисциплины, решающей эту задачу, пока не предвидится, но некоммерческие организации начали разрабатывать для учеников уроки, направленные на экологическое развитие.

Так, с 1 по 30 ноября 2021 года Всероссийская организация волонтеров-экологов «Делай» провела во всех регионах России занятие на тему «Климат и углеродный след», приуроченное к 26-й сессии конференции ООН об изменении климата. На нем школьники не только познакомились с понятиями «парниковый эффект» и «климатический кризис», но и узнали, как каждый человек может снизить свое влияние на окружающую среду. Для этого нужно использовать энергоэффективную технику, чаще приобретать товары местных производителей, высаживать деревья, а также не пользоваться одноразовыми изделиями из пластика.

Также массовым экопросвещением занимается межрегиональная общественная организация «Движение „ЭКА“». В 2014 году она запустила проект экокласс.рф, где педагоги, волонтеры и родители могут бесплатно скачать готовые методические пособия для уроков экологии. Они содержат не только теорию, но и видеоролики, красочные презентации, раздаточные материалы, комплекты для выполнения игровых заданий.

Может ли изучение экологии быть интересным и увлекательным

Координатор проекта по экопросвещению некоммерческого правового центра «Беллона» Екатерина Блокова рассказала, что сотрудники их организации проводят несколько видов экоуроков: для учеников начальной школы — в виде сказок, для старших классов — в более серьезном и информативном формате. Они не запугивают детей приближающейся климатической катастрофой и другими последствиями потребительского отношения к окружающей среде, а заинтересовывают квестами, полевыми работами и играми на свежем воздухе.

Подобной тактики придерживаются и другие организации. Так, российский Greenpeace разрабатывает игровые сценарии уроков экологии, а также создает тематические мультфильмы, плакаты, раскраски, памятки.

Лучшая оценка качества работы организаций, педагогов и волонтеров — обратная связь от детей. Так, после рассказа о «зеленых» привычках многие ученики начинают сдавать использованные батарейки на переработку, а не выбрасывать их вместе с остальным мусором. Это лишь первые шаги, но они ведут к достижению Целей устойчивого развития, призванных остановить гибель планеты.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева