Болонская система образования: преимущества, недостатки и российские особенности

Болонская система, пришедшая на смену советским стандартам образования, была одновременно объектом критики и предвестником новых перспектив. Plus-one.ru разбирался, почему она оказалась несовместима с российскими реалиями и была отменена.

После выхода России из Болонского процесса студентам будет сложнее уехать учиться за границу

Почему Россия больше не участвует в Болонском процессе

19 июня 1999 года представители 29 стран Европы собрались в стенах Болонского университета Италии, чтобы подписать декларацию «Зона европейского высшего образования». Ее главная цель — создать единое учебное пространство и дать специалистам возможность строить международную карьеру.

Со временем количество стран, участвующих в Болонском процессе, достигло 49. РФ присоединилась к ним в 2003 году. А 11 апреля 2022-го Болонская группа приостановила участие России и Белоруссии в Болонском процессе. Это стало неожиданностью, но не трагедией. Министр науки и высшего образования РФ Валерий Фальков назвал Болонский процесс пройденным этапом. Он отметил, что Россия и так планировала создать собственную систему высшего образования, учитывающую интересы экономики страны.

Но у исключения России из Болонской системы есть и негативные последствия. В частности, оно отразится на студентах, планировавших стажироваться и работать за рубежом. Научный руководитель Центра мониторинга качества образования ВШЭ Виктор Болотов отметил, что добиться признания российского диплома в других странах было возможно и до присоединения нашей страны к Болонскому процессу. Но это процедура «сложная и не бесплатная». Кроме того, нельзя будет получить стипендию для компенсации расходов на обучение в Евросоюзе. А еще российские вузы перестанут выпускать междисциплинарных специалистов. Так, журналист-бакалавр мог закончить магистратуру по политологии и стать экспертом в смежной области.

Идеи Болонской системы

Студентам вузов-участников Болонского процесса разрешено менять локацию, как временно, так и ради будущего трудоустройства. Например, бакалавр, выпустившийся из университета Стамбула, может защитить магистерскую диссертацию в Гамбурге. Это кажется сложным, но на практике мобильность облегчает программа Erasmus, финансируемая Евросоюзом. Благодаря ей студенты по обмену получают денежную компенсацию расходов на дорогу до зарубежного вуза, а также стипендию, которой, как правило, хватает на жилье, еду и мелкие расходы.

В программе участвуют учащиеся вузов, заключивших соответствующее соглашение с зарубежным партнерским университетом. Есть ли оно, можно уточнить в отделе международной или академической мобильности образовательного учреждения. У участника программы должна быть хорошая успеваемость (например, критерием отбора в СПбГУ был средний балл 4,0 и выше). Желающих много, поэтому чтобы увеличить свои шансы, стоит подготовить портфолио с научными публикациями, информацией об участии в олимпиадах и конференциях и т. д. Также необходимо знать английский язык. Для одних вузов, например, Уппсальского университета Швеции, достаточно уровня В2 — Upper-Intermediate (выше среднего), подтвержденного оценкой за зачет. Для других — таких, как университет Сорбонна в Париже, потребуется сдать платный профильный тест IELTS или TOEFL.

Болонская декларация: главные положения

Государства, участвующие в Болонском процессе, должны позаботиться о соблюдении принципов создания единого учебного пространства. Один из них — ступенчатая система образования:

Первая ступень — бакалавриат, занимает 3-4 года, в зависимости от выбранной профессии и вуза. На этом этапе студент получает базовый набор знаний и навыков, позволяющий начать работать по специальности. Но есть ограничения: например, с квалификацией бакалавра нельзя стать преподавателем в вузе или занять руководящую должность на госслужбе.

Вторая ступень — магистратура, обучение длится от 1 до 3 лет. Бакалавры, которые планируют заниматься преподаванием, научной деятельностью, или хотят получить узконаправленную специальность, могут поступить на докторантуру (соответствует аспирантуре). Студенты углубляются в исследование малоизученной темы и пишут докторскую диссертацию.

К дипломам выдают приложения единого образца. Они помогают зарубежным университетам понять, на каком этапе обучения находится студент.

Еще одно требование — введение ECTS (European Credit Transfer System). Эта европейская система учета активности студента, исключает возможность весь год пропускать лекции, выучить весь материал перед экзаменом и получить зачет. Для успешного перехода на следующий курс требуется набрать около 60 баллов (1200–1800 учебных часов, в зависимости от региона). Оценки не учитываются, но они должны быть, как минимум, удовлетворительными.

Помимо главных критериев, есть и рекомендуемые, в том числе:

предлагать студентам самостоятельно сформировать учебную программу (выбрать дисциплины из списка);

обеспечить возможность обучаться дистанционно;

поддерживать концепцию Lifelong learning (обучение на протяжении всей жизни);

ввести рейтинговую систему для учащихся и преподавателей;

оказывать нуждающимся студентам материальную и социальную поддержку.

Принципы Болонской системы образования в России были реализованы лишь частично: одни вузы остались верны привычному для страны 5—6-летнему обучению, другие проигнорировали рекомендацию сократить теоретическую часть и предложить студентам самостоятельно выбирать дисциплины.

По статистике, около половины уезжающих за границу студентов не возвращаются в Россию

Плюсы и минусы Болонской системы

Преимущества:

Можно за сравнительно короткий срок освоить две смежные профессии.

Обмен знаниями и опытом между странами, погружение в языковую и культурную среду другого государства.

Единый рынок труда — важный шаг на пути к глобализации (единству) экономик стран мира.

Мобильность студентов, специалистов и преподавателей. В теории можно менять университет каждый семестр.

Индивидуальный подход к образованию — можно самостоятельно составлять учебный план, например, выбирать дисциплины из предложенного списка, расписание занятий и экзаменов. При желании учебу можно приостановить, а затем продолжить без потери оценок.

Отсутствие «ненужных» предметов. Например, математикам не придется изучать историю и заниматься физкультурой. Правда, является ли эта особенность плюсом — спорный вопрос.

Недостатки:

Неправильно составленная образовательная программа способна сделать обучение бессистемным и снизить шансы на трудоустройство в будущем. Чтобы этого не произошло, студентам необходим грамотный куратор.

Зарплата бакалавров меньше, чем у выпускников вузов, которые учились по стандартной программе. Более того, работодатели некоторых регионов, в том числе России и Белоруссии, по традиции воспринимают бакалавриат как неоконченное высшее образование.

Тестовый контроль результатов обучения не развивает способность критически мыслить (анализировать факты, формировать суждения).

Усиление оттока россиян с высшим образованием в ведущие европейские страны. По данным ВШЭ, из страны ежегодно выезжали 35–40 тысяч студентов и половина из них не возвращалась на родину. Всего же в отечественных вузах в начале 2021-2022 учебного года числилось порядка 4,22 млн учащихся.

Сокращение аудиторных часов (проведенных на занятиях с преподавателем). Предполагалось, что студенты смогут уделять больше времени самостоятельной работе. Но на практике это делают далеко не все.

Критика Болонской системы

Свобода выбора, которая предоставляется студентам, одновременно является преимуществом Болонской системы и объектом критики. Не все первокурсники могут разумно оценить свои силы и решить, кем они хотят стать после университета. В итоге одни выбирают все самые сложные предметы и страдают от переутомления, а другие отдают предпочтение легким дисциплинам только для того, чтобы отсидеть на занятиях положенное количество часов.

Преподаватель-исследователь Олег Долгицкий отметил, что большинство выпускников вузов не получали степень магистра, а сразу приступали к работе. В итоге в стране увеличилось количество специалистов, которые учились на один год меньше, чем предыдущее поколение, и, соответственно, имеют более низкий уровень экспертности.

Председатель ассоциации юристов РФ Сергей Степашин уверен, что Болонская система только навредила стране. Зарубежные работодатели так и не начали признавать дипломы выпускников российских вузов «по умолчанию». Кроме того, отстаивание прав жителей ДНР и ЛНР привело к дискриминации студентов из нашей страны: их начали отчислять из учебных заведений Чехии, Бельгии, Франции и других стран Европы.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева