Все дело в таре: как производители оптимизируют количество отходов

По данным Greenpeace, более 54% отходов, попадающих на российские полигоны, — это одноразовая упаковка. Чтобы она стала многоразовой и вместо свалок отправлялась на заводы по переработке, нужно участие каждого: как потребителей, так и компаний. Plus-one.ru разбирался, какие меры принимает бизнес, чтобы уменьшить количество мусора, и что такое «упаковка будущего».

В некоторых магазинах Lush косметику продают без упаковки

Роль компаний в снижении количества опасных отходов

Сегодня многие компании сокращают объем отходов, чтобы соответствовать ожиданиям инвесторов, желающих снизить риски своих вложений, и потребителей, которые все больше интересуются вопросами охраны природы. Например, производитель косметики Garnier взял на себя обязательство к 2025 году перейти на упаковку из вторичных материалов. Аналогичные стратегии есть у международных корпораций Unilever и Henkel. Также представим другие любопытные практики других компаний.

Оборотная тара как новый взгляд на кофе «с собой»

Каждую минуту 1 млн одноразовых стаканчиков превращается в отходы, а пластик, защищающий картон от намокания, препятствует их переработке. Процесс производства этой тары тоже нельзя назвать экологичным — ради него вырубают 32 млн деревьев в год. Но отказываться от кофе на вынос для спасения природы совсем не обязательно. Так, сеть кафе «Буше» в Москве предлагает взять многоразовый стакан в залог за небольшую сумму. А когда он будет не нужен — сдать его в любом заведении, подключенном к программе, и вернуть деньги. Участники акции получают скидку на напиток. А еще они могут оставить стакан себе и пользоваться им дома, а затем сдать на переработку.

«Голая» косметика

Производитель косметики ручной работы Lush открыл магазины, в которых все бьюти-продукты продаются без упаковки. Мыло, бомбочки для ванны, дезодоранты, твердые шампуни и другие товары можно забрать в многоразовых мешочках или контейнерах из вторсырья. А упаковка для доставки онлайн-заказов состоит из картона и картофельного крахмала.

Пока такие магазины есть только в Милане, Берлине и Манчестере, но сеть будет расширяться. Бьюти-продукт без упаковки можно найти и в России, например у брендов «Голодный леший», «Веточка лаванды», «Это я». Твердые шампуни, бальзамы, мыло и другую косметику доставляют обернутыми в бумагу или в картонных коробках.

«Экономия» пластика

Так же, как Unilever и Henkel, компания Ferrero поставила цель — к 2025 году полностью перейти на упаковку, которую можно переработать, использовать повторно или компостировать. В новых коробках для конфет на 38-40% меньше пластика, что не помешало им остаться прозрачными. Кроме того, упаковка изготавливается из полипропилена, что упрощает ее переработку. По предварительным оценкам, до 2025 года бренд сократит количество используемого пластика на 10 тыс. тонн в год.

Переработка гибкой упаковки должна стать массовой

Промышленные гиганты, вставшие на путь устойчивого развития, стараются чаще использовать материалы, полученные при вторичной переработке отходов. Так, цель европейских филиалов PepsiCo — к 2030 году выпускать все снеки в упаковке из вторсырья или возобновляемых компонентов, например отходов целлюлозы. Когда эти планы будут реализованы, углеродный след PepsiCo уменьшится на 40%.

Главный исполнительный директор европейских филиалов PepsiCo Сильвиу Попович отметил, что переработка гибкой упаковки, например из-под чипсов и орешков, должна стать обязанностью для всех компаний, а не экоинициативой. А чтобы оптимизировать процесс утилизации отходов, необходимо максимально упростить состав пакетов. Так, гибкая упаковка от продуктов PepsiCo скоро будет состоять из одного полипропилена, а значит, ее можно будет легко переработать.

До приостановки своей деятельности в РФ российское подразделение PepsiCo инвестировало в развитие инфраструктуры для раздельного сбора отходов и инновационные системы переработки мусора. Совместно с другими членами РусПРО (ассоциации производителей и импортеров, самостоятельно утилизирующих отходы от использования товаров и упаковки) компания завершила проект по превращению гибкой упаковки, не подлежащей переработке из-за разнородного состава (например, тех же пакетов из-под снеков), в пластиковые гранулы для производства стройматериалов, контейнеров и других изделий.

Компания KFC в Британии придумала необычный материал для чашек кофе, состоящий из печенья и белого шоколада

Основные тренды рынка упаковки

Заместитель председателя комитета Московской торгово-промышленной палаты по развитию предпринимательства в агропромышленном комплексе Марина Петрова рассказала, что современная упаковка должна отвечать следующим критериям:

1

Удобство. Стремительный темп жизни побуждает людей выбирать продукты в таре, которую легко открыть без каких-либо приспособлений.

2

Экологичность. Новая упаковка должна быть произведена из вторичного сырья или легко поддаваться переработке.

3

Компактность. Мини-упаковки, например шесть яиц или 250 мл кефира, уже начали появляться на полках магазинов. Они позволяют разнообразно питаться, не опасаясь, что придется выбрасывать остатки продуктов.

4

Интересный дизайн. Актуальный тренд — сторителлинг, его также называют «визуальным голосом бренда». Это изображение, которое передает образы, эмоции и ценности компании.

Марина Петрова отметила, что в погоне за трендами важно не забывать про баланс. Производителям упаковки стоит стремиться к тому, чтобы их продукция была одновременно экологичной, практичной и визуально привлекательной.

Упаковочные решения будущего

Ученые и предприниматели со всего мира пытаются разработать упаковку, которая не будет представлять опасности для экологии. Вот несколько примеров.

Съедобный пакет для лапши

Дизайнер из Великобритании Холли Граундс разработала экоупаковку для лапши, состоящую из глицерина, крахмала и специй. При попадании в воду она полностью растворяется, придавая блюду аромат пряностей. Холли Граундс отмечает, что съедобная упаковка подходит и для других продуктов.

Так выглядит упаковка для лапши, которая полностью растворяется в воде

Коробки из соломы

Китайские филиалы компании Dell упаковывают ноутбуки в коробки из пшеничной соломы, от которой большинство фермеров избавляется путем сжигания. В разработке этой упаковки участвовала тайваньская компания YFY, специализирующаяся на производстве изделий из бумаги. Соломенные коробки легко перерабатывать или компостировать. Кроме того, их производство уменьшает количество случаев пала сухой травы — одной из причин загрязнения воздуха в Китае.

Одноразовая посуда из целлюлозы

Первой российской компанией, запустившей производство одноразовой посуды из целлюлозы, стала Picneco. В 2018 году она открыла производство в городе Боровск Калужской области. По словам генерального директора компании Владимира Ситникова, в состав посуды входит 70% вторичного сырья и 30% целлюлозы и обрезков, остающихся от изготовления бумажных салфеток. Попав на полигон, такие тарелки полностью разлагаются за два-три месяца.

Многоразовая упаковка на основе воска

Американский фермер Сара Кек создала экологичную упаковку для пищевых продуктов. Материал из смеси пчелиного воска, смолы и масла жожоба обладает бактерицидными свойствами, поэтому еда, завернутая в него, дольше остается свежей. Сара Кек утверждает, что упаковка сохраняет свои свойства в течение года, если регулярно мыть ее прохладной водой с мылом, а затем высушивать.

Пищевая пленка из глины

Исследователи из Университета Сабанджи в Стамбуле создали пищевую пленку на основе глины и органического соединения карвакрол, полученного из орегано и тимьяна. Материал не пропускает кислород и поглощает этилен, что замедляет созревание фруктов и овощей. Кроме того, пленка подавляет размножение бактерий, продлевая срок годности скоропортящейся продукции.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Вера Жихарева