Что такое экологический менеджмент

Экоменеджмент — это целенаправленная разработка, внедрение и реализация мероприятий, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование ресурсов. Он является частью системы управления и поддерживает баланс между достижением целей предприятия и заботой о сохранении природы.

Задачи экологического менеджмента

Основная цель экологического менеджмента — уменьшить негативное воздействие работы предприятия на окружающую среду. Для этого он должен стать частью общей системы управления компании. Задачи экоменеджмента:

разработка экологической политики;

планирование деятельности, направленной на достижение поставленных целей;

оптимизация использования природных ресурсов, сырья, энергии;

получение экологического сертификата, подтверждающего соблюдение природоохранных норм;

повышение репутации компании;

привлечение инвесторов, которым небезразлично влияние предприятия на экологию;

вовлечение персонала в заботу о природной среде;

оценка результатов экологической работы.

Зачем внедрять систему экоменеджмента?

1

Большинство современных потребителей задумываются о проблемах экологии и их решении. Согласно опросу, проведенному сайтом KP.RU, 73% россиян стараются бережно относиться к природе. Компании вырабатывают новые маркетинговые стратегии с учетом экологических факторов. Продукцию, представляющую опасность для окружающей среды, например, изделия из цветного пластика, которые нельзя переработать, предлагается запретить на законодательном уровне.

2

Освещение экодеятельности компании положительно влияет на узнаваемость и конкурентоспособность бренда. По данным исследования GfK Consumer Life, 73% покупателей считают, что бизнес должен быть экологически ответственным. А совместное исследование Romir, «План Б» и Центра устойчивого развития МШУ «Сколково» показало, что 37% россиян отдают предпочтение продукции и услугам производителей, заботящихся об экологии.

3

Снижение затрат на соблюдение природоохранного законодательства. С помощью системы экологического менеджмента можно не только разработать технологии, уменьшающие вредное влияние производства на природную среду, но и презентовать их инвесторам. Некоторые проекты получают государственные субсидии или поддержку частных лиц.

Внедрение экологического менеджмента на предприятии

Система экоменеджмента важна для любой компании, независимо от сферы ее деятельности. Многие предприятия заинтересованы в получении экологического сертификата — документа, подтверждающего, что деятельность компании не наносит вреда окружающей среде, а выпускаемая продукция экологически безопасна.

Внедрение системы экоменеджмента происходит в несколько этапов:

Оценка ситуации. Например, нужно ли менять принцип производства и состав продукции, чтобы она стала максимально безопасной для экологии.

Постановка целей и задач, планирование мероприятий.

Экомониторинг (наблюдение за прогрессом).

Оценка результатов.

Внутренний аудит.

Сертификация компаний может проводиться по национальному стандарту ГОСТ Р ИСО 14001 или по его международному аналогу ISO 14001.

Развитие экологического менеджмента: основные принципы

1

Загрязнитель платит

Если в процессе работы предприятия образуются вредные отходы и выбросы, необходимо платить за негативное воздействие на окружающую среду. Плата начисляется компаниям, которые соответствуют критериям, описанным в постановлении правительства РФ № 2 398 от 31 декабря 2020 года.

2

Принцип предосторожности

Предприятие начинает работу только после того, как будет подтверждена его безопасность для окружающей среды.

3

Принцип участия

При принятии экологических решений учитываются интересы как субъектов хозяйственной деятельности, так и граждан.

4

Принцип эффективности и результативности

Эффективность использования ресурсов достигается с помощью оптимизации производственных процессов. Итогом должна стать экологическая результативность компании, то есть снижение воздействия на природную среду.

5

Принцип ответственности

Природные ресурсы используются в соответствии с принципами экономической эффективности и экологической устойчивости.

6

Принцип пропорциональности

Нужно сохранять баланс между развитием бизнеса и охраной природы. При увеличении объемов производства негативное влияние на экологию увеличится. В этом случае необходимо принять дополнительные меры по защите окружающей среды.

Примеры внедрения системы экоменеджмента

Все больше российских компаний реализуют проекты, комплексно направленные на охрану окружающей среды. Так, в 2021 году группе Ingka Center удалось перевести на возобновляемую энергию 14 крупных магазинов сети IKEA, российское дистрибьюторское подразделение и три торговых центра «Мега». Это стало возможным благодаря работе солнечных модулей и ветрогенераторов. Также IKEA контролирует потребление воды и работает над уменьшением углеродного следа. IKEA снижает вредное воздействие на планету с помощью циклической экономики. Компания поставила цель — к 2030 году повысить уровень переработки отходов до 100%. Сейчас этот показатель составляет 77%. Кроме того, в ассортименте компании около 4,2 тыс. товаров, помогающих беречь природу, в том числе контейнеры для сортировки мусора, энергосберегающая техника, изделия из вторичного сырья, светильники на солнечных батареях.

Сбербанк руководствуется принципами экоменеджмента для экономии ресурсов: по итогам последних пяти лет компания снизила энергопотребление на 20%. Офисы «Сбера» в «Москва-Сити» получили сертификат по стандарту BREEAM, подтверждающий высокую экологическую оценку по девяти параметрам — от ресурсоэффективности до устойчивости к экологическим рискам. «Сбер» вошел в Ассоциацию развития возобновляемой энергетики (АРВЭ). Благодаря финансированию компании построены солнечные электростанции общей мощностью 300 МВт в Ставропольском крае, Башкортостане, Волгоградской и Самарской областях, а также ветряные — мощностью 150 МВт в Ростовской области. Кроме того, «Сбер» учитывает экологические риски при кредитовании. Клиентам, которые работают в соответствии с принципами устойчивого развития, предлагаются более выгодные условия.

X5 Group оптимизирует производственные процессы для защиты экологии. Компания, которая управляет в том числе торговыми сетями «Перекресток» и «Пятерочка», сократила выбросы парниковых газов и перевела пять распределительных центров на возобновляемую энергию. Чтобы снизить потребление одноразовой упаковки, в магазинах торговых сетей перестали выдавать пакеты бесплатно. В качестве альтернативы можно приобрести многоразовую сумку или мешок для овощей и фруктов. Супермаркеты «Перекресток» перешли на использование пакетов, которые на 35% состоят из переработанного пластика, а «Пятерочка» — на корзины для покупок из вторичного сырья.

X5 Group отправляет на переработку до 100% картона, пластика и других непищевых отходов. Часть нереализованных продуктов забирают фермеры для кормления животных, производства удобрений и других целей. В 2021 году магазины компании сохранили более 3 тыс. км чековой ленты, собрали 5 тонн пластиковых крышек в рамках проекта «Добрые крышечки» и передали на переработку более 3,4 тонн батареек.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Вера Жихарева