Как fast fashion губит экологию планеты

Fast fashion («быстрая мода») — это стратегия воспроизводства актуальных модных тенденций в одежде из масс-маркета. Крупные партии недорогого текстиля поступают в магазины каждые несколько недель, побуждая покупателей постоянно обновлять свой гардероб. Ежегодно в мире производится 100 млрд единиц одежды, но у этого изобилия есть и темная сторона.

Почему из-за «быстрой моды» страдает экология

По скорости загрязнения окружающей среды индустрия моды уступает лишь нефтяной промышленности. Для производства одежды из полиэстера и других синтетических тканей ежегодно тратится 70 млн баррелей нефти. Попав на свалку, искусственные волокна разлагаются до 200 лет, выделяя ядовитые вещества и парниковые газы, ускоряющие глобальное потепление. Эти вещи уже нельзя отсортировать и отправить на переработку, так как они сильно загрязнены другими отходами. Одежда попадает и в водоемы: от 20 до 35% микропластика в Мировом океане — это частицы текстиля.

Экология планеты страдает даже из-за натуральных тканей. Разлагаясь, они выделяют метан и загрязняют грунтовые воды. Кроме того, хлопок вредит окружающей среде. На его выращивание расходуется ценный ресурс планеты — вода. Для одной футболки ее необходимо 2,7 тыс. литров — столько человек выпивает за три года жизни. А по данным компании Organic Cotton, на обработку плантаций хлопка тратится 24% всех используемых пестицидов. Эти химикаты отравляют не только насекомых-вредителей, но и почву, воду и атмосферу.

Большинство одежды для fast fashion изготавливают в развивающихся странах, где стремление удешевить производство ценится больше, чем благополучие людей и сохранение экологии. Так, в феврале 2008 года река Дунцзин в Китае стала мутной и пенистой из-за слива химикатов, используемых при изготовлении джинсов. В результате около 200 тыс. человек временно остались без водоснабжения. А в уезде Жунчэн провинции Хэбэй, где расположены заводы по окрашиванию тканей, стало небезопасно есть местные овощи и зелень из-за содержания в них различных кислот, каустической соды и других загрязнителей. Это не единичные случаи, а трагическая закономерность. Кроме того, в процессе производства одежды в атмосферу ежегодно поступает 1,7 млрд тонн CO2 — 10% от общего объема, — а на свалки попадает 92 млн тонн отходов.

Почему людям стоит отказаться от модной одежды

Чтобы уменьшить свой вклад в загрязнение окружающей среды

Одежда из масс-маркета быстро приходит в негодность или становится немодной. По данным Greenpeace, около 2 млн тонн текстиля ежегодно попадает на мусорные полигоны России. Только четверть всей одежды, пришедшей в негодность, собирают для повторного использования и переработки. Лишь 1% превращается в новые предметы гардероба.

Технологии пока не настолько развиты, чтобы переработать абсолютно любой текстиль. Например, ткани из нескольких компонентов для этого непригодны. Кроме того, сырье требует подготовки: стирки, сортировки, удаления молний, пуговиц и другой фурнитуры. Это сводит к минимуму выгоду от переработки изделий или даже делает этот процесс убыточным. А еще в России нет оборудования, позволяющего получить качественные ткани из вторсырья. Это значит, что нельзя оправдать бесконтрольный шопинг тем, что все вещи отправятся на переработку и не навредят природе.

Лучший вариант для тех, кто хочет сделать свою жизнь более экологичной, — придерживаться следующих принципов:

Не следовать мимолетным трендам, а найти собственный стиль.

Стараться покупать качественные вещи. Это выгоднее, чем обновлять гардероб каждый сезон.

Если бюджет ограничен, а одежда требуется прямо сейчас, стоит купить все необходимое в секонд-хенде, а не в масс-маркете.

Отдавать предпочтение вещам из натуральных материалов без примесей (хлопок, шелк, лен, шерсть) или из переработанного текстиля.

Если одежда в хорошем состоянии, ее лучше отдать на благотворительность или даже продать. А если в плохом — сдать на переработку.

Чтобы избежать неоправданных трат

Мода ускоряется: бренды выпускают новые коллекции до 12 раз в год. Это приводит к совершению импульсивных покупок, превращающих шопинг в развлечение. В итоге затраты оказываются неоправданными: по результатам исследования компании Movinga, специализирующейся на междугородних переездах, люди не носят около 50% предметов своего гардероба.

Чтобы не поддерживать эксплуатацию труда

Работники швейных фабрик, выполняющие заказы для фаст-фэшн, получают мизерные деньги за производство огромного количества одежды. Большая часть этих вещей вскоре оказывается на свалке, поэтому их изготовление стоит так дешево. Урсула де Кастро, соосновательница движения Fashion Revolution, отмечает, что если бы сотрудников текстильной промышленности обучали изготавливать качественную одежду, у заказчиков была бы возможность достойно оплачивать их труд.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Вера Жихарева