Куда сдать стеклотару и можно ли на ней сделать бизнес

Ежегодно россияне выбрасывают около 70 млн тонн бытового мусора. Только 7% этой массы, по оценкам «Гринпис», перерабатывается, остальное отправляется на полигоны. Почти 12% всего объема отходов приходится на стекло, которое на 100% подлежит переработке и может проходить этот цикл бесконечно без потери качества. Plus‑one.ru выяснил, какое стекло можно сдать и куда, а также какую прибыль может принести бизнес по сбору и переработке стеклотары.

Разные виды стеклотары

В пункты приема можно сдавать как целые, так и битые стеклянные предметы. Стекло, подлежащее переработке, делится на несколько категорий: это целая стеклотара, стеклобой и оконные стекла. Бутылка считается стеклобоем, если на ней есть даже небольшой скол или трещина.

Стандартный стеклоприемный пункт обычно не берет электрические лампочки, зеркала, хрусталь, автомобильные стекла, линзы для очков, крышки от кастрюль, керамическую и стеклянную посуду (стаканы, бокалы, тарелки). Этим занимаются специальные организации, контакты которых нужно искать в интернете. Например, процесс утилизации зеркал достаточно сложный: стекло приходится освобождать от отражающей металлической пленки.

Где принимают стеклотару

Если вы хотите максимально быстро избавиться от стеклотары, но экологичным способом, вам достаточно найти синие контейнеры для сбора вторсырья, которые можно встретить почти во всех московских дворах. В Подмосковье стеклотару можно выбросить в синие сетки-контейнеры (поиск адреса — на онлайн-карте двабака.рф).

Контейнеры для раздельного сбора конкретно стекла или других отдельных фракций среди москвичей пока не пользуются спросом. Пример тому — неудавшийся опыт группы «ЭкоЛайн», регионального оператора по сбору и утилизации отходов в Северном и Центральном округах Москвы. Компания поставила на заводе «Флакон» специальный многопоточный контейнер по сортировке мусора: отдельно — стекло, негабаритный картон, электротовары и так далее. «Мы открывали точку на „Флаконе“ как некий образец, думая, что есть запрос от бизнеса, и хотели, чтобы предприниматели открывали такие пункты у себя. К сожалению, за те два года, что мы работаем, спрос так и не сформировался, поэтому пункт с отдельным сбором стекла пока единственный», — пояснила Елена Вишнякова, замдиректора «ЭкоЛайна».

Если вы ищете, куда сдать пустые стеклянные банки за деньги, изучите поисковые сайты — может быть, такое место приема стеклотары находится прямо в вашем районе. Средняя цена в платных пунктах следующая: за бутылку из-под пива тот, кто ее сдает, может получить 10-50 коп.; за водочную пол-литровую бутылку — 1 рубль; за трехлитровую банку — 2 рубля (их часто используют для домашних нужд, поэтому и цена на них выше, чем на бутылки).

Куда можно сдать битое стекло

Битое стекло (стеклобой) также можно сдать в переработку за деньги, но очень скромные: в среднем за 100 кг — 300-500 руб. ГОСТ подразделяет бой стекла на две группы: первый сорт — это измельченное стекло кусками от 10 до 50 мм; размер кусков второго сорта не нормируется, но масса их не должна превышать 2 кг. Вся тара должна быть предварительно очищена от целлюлозной продукции, осколков кирпича, шлака и других примесей. Часто стеклобой покупают производители стеклянных изделий.

Цена на битое стекло также зависит от его цвета, разновидности (цветное кусковое стекло стоит дороже обычного смешанного стеклобоя), объема. Например, за тонну бесцветного или зеленого одноцветного боя дают 2-5 тыс. руб.; смешанного — 1,3-2,5 тыс. руб. А за тонну самого дорогого стеклобоя — эрклеза — цветного кускового стекла, получаемого в результате чистки стеклоплавильных печей, — 12-19 тыс. руб.

Важно: прием стеклотары осуществляется только в сухом виде.

В Москве битое стекло принимают компании «Вторстекло», «Контакт», в Санкт-Петербурге — «Русресайкл», «ЭкоПолис». Для поиска пункта приема стеклобоя можно воспользоваться сервисом recyclemap.ru.

Бизнес на стеклотаре

Если вы хотите открыть бизнес на стеклотаре, вам нужно зарегистрировать предприятие (получить статус юридического лица в налоговой — ИП или ООО). Лицензии для данного вида деятельности не требуется. Далее нужно арендовать землю или помещение, лучше — рядом с супермаркетом или рынком, где бывает много людей. На складе — установить ящики для бутылок, а в зале приема стеклотары — разместить витрину со всеми видами тары, которую разрешено сдавать.

В настоящее время только небольшой объем бутылок используется повторно. В основном вся стеклотара реализуется крупным оптовикам по цене стеклянного боя, исключение составляют банки, которые приобретаются для последующего вторичного использования.

Считаем: вес пивной бутылки объемом 0,33 л составляет 265 г. Цена в пункте приема — 50 коп. за штуку. 100 кг таких бутылок (примерно 377 штук в виде стеклобоя) обойдутся держателю пункта приема в 189 руб. Тогда как продать их он сможет за 300-500 руб.

Заключение

По мнению Елены Вишняковой из «Эколайна», чтобы увеличить объемы сбора стекла, нужны общие усилия и сознательность не только граждан и сборщиков отходов, но и бизнеса. С 1 января 2022 года в России должна была вступить в силу обновленная система расширенной ответственности производителей (РОП), согласно которой планировалось, что компании-производители будут платить экологический сбор в размере 100% стоимости упаковки. Однако начало реформы было перенесено из-за недовольства бизнеса и нескольких министерств — Минпромторга и Минсельхоза. Минэкономразвития посчитал установленные сроки «нереалистичными», а компании попросили предоставить время на создание инфраструктуры по переработке.

По словам управляющего партнера «Элемент Ресайклинг» Александра Самохина, сегодня «РОП (10–45%, в зависимости от вида упаковки. — Прим. Plus-one.ru) не платят большинство, а на рынке много виртуальных справок о выполнении РОП, которые продаются за 5-10% от стоимости РОП». По разным оценкам, платежи обычных граждан за вывоз отходов — 193 млрд руб. в год, а платежи бизнеса по экосбору старой системы РОП — всего 3,7 млрд руб. «Проблема именно в системе сбора: она не работает на все 100%. Необходимо собирать стекло в отдельные контейнеры и сразу с места отправлять на переработку, но реализовать это без участия производителей очень сложно. Кто-то должен за это платить», — резюмирует Елена Вишнякова.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Екатерина Варфоломеева