Деньги из мусора. Как можно заработать на вторсырье

Какие направления мусорного бизнеса самые инвестиционно привлекательные и как превратить отходы в доходы, разбирался Plus-one.ru.

По прогнозам Greenpeace, к 2024 году в каждом третьем регионе России закончится место на мусорных полигонах. Один из способов избежать мусорного кризиса — переработка отходов.

Один из самых дорогих видов вторсырья — алюминиевая банка, ее цена привязана к курсу доллара и составляет от 30 до 50 руб. за кг. Самый дешевый — тетрапак (1-2 руб.). Стекло — чуть дороже: 2-2,5 руб. Стоимость макулатуры колеблется от 3 до 15 руб. в зависимости от конкретного вида сырья (картон, пульперкартон, белая бумага, крафт-пакеты и т. д.). Востребованы на рынке пластиковые бутылки и полиэтилен низкого давления (ПНД). За ПЭТ-бутылки переработчики заплатят от 15 до 30 руб. за кг.

Сегодня на рынке сложился дефицит вторсырья, большинство переработчиков только мечтают о полной загрузке. Отток персонала из стран Центральной Азии из-за пандемии и низкое качество сортировки отходов в целом только усугубляют ситуацию. Цены на вторсырье растут.

Один только сбор фракций вторсырья для переработки не обеспечивает рентабельность экобизнесу. Предпринимателям приходится подключать другие направления. Сооснователь экоцентра «Сборка» Сергей Тушев называет среди них: экотакси (вывоз вторсырья из квартир, офисов и т. д.), магазин экотоваров, экологизацию бизнеса и экопросвещение (например, экскурсии по музею переработки в экоцентре).

Виды мусорного бизнеса

Прием вторсырья на переработку. Это может быть небольшой пункт с контейнерами, автомат для сдачи тары или экоцентр, в котором принимают десятки фракций.

Вывоз отходов из квартир, офисов и предприятий.

Сортировка мусора. На линии сортировочной станции его разделяют по фракциям, пригодным для мусоропереработки и не пригодным.

Переработка вторсырья. Каждый тип вторсырья перерабатывается на заводе с помощью различных технологий, например дробления или измельчения.

Компостирование — отдельный вид переработки органических отходов. На заводе они перемалываются, высушиваются и брикетируются, превращаясь в удобрение для сельского хозяйства.

Экологизация бизнеса и экоконсалтинг — услуги по реализации «зеленых» инициатив в компаниях, желающих сократить свое негативное воздействие на окружающую среду.

Пункт сбора мусора и экоцентр

Сегодня в муниципальных баках для вторсырья можно оставить только стекло, картон, металл и некоторые виды пластика — в основном ПЭТ-бутылки. В ряде регионов еще не введен двухпоточный прием отходов (смешанные и вторсырье). По оценке Greenpeace, только 18% россиян имеют доступ к раздельному сбору мусора. Поэтому востребованность пунктов приема вторсырья довольно высокая.

Затраты на создание и оборудование такого пункта составляют от 1 млн руб., говорит Сергей Тушев из «Сборки». Рентабельность зависит от имеющихся в регионе мощностей по переработке, возможностей склада и логистики (свой транспорт или аренда), а также уровня экосознательности населения. Модель экоцентра эффективнее, потому что здесь не только принимают вторсырье, но и занимаются экопросвещением.

Инвестиции в создание экоцентра по формату «Сборки» оцениваются в 4 млн руб., говорит Сергей Тушев. Однако экоцентр обычно стремится принимать больше видов вторсырья, что часто негативно сказывается на рентабельности. «Мы принимаем более 40 фракций. Часть — малорентабельны и нерентабельны (например, пенопласт, тетрапак, батарейки). Но если мы не возьмем их на переработку, пусть и себе в убыток, то они окажутся на полигоне. Сбор подобных видов сырья субсидируют сейчас наши сторонники через механизм пожертвований», — объясняет Тушев.

Фандоматы

Другим набирающим популярность способом приема вторсырья являются фандоматы: автоматы по приему тары — алюминиевых банок, стеклянных и ПЭТ-бутылок. На покупку фандомата требуется от 300 до 600 тыс. руб., самый дорогой вариант — со сминателем упаковки (пресс) и для улицы, рассказывают в группе EcoPartners, которая развивает крупнейшую сеть фандоматов. Средний доход в год от одного объекта может варьироваться от 10 до 100 тыс. руб. в зависимости от мотивации и активности населения.

По оценкам игроков рынка, в России работают не более 250 фандоматов. Первые крупные проекты были запущены в 2019 году, среди них — фандоматы Coca-Cola в магазинах «Пятерочка», а также Unilever — в «Перекрестках» и «Каруселях».

Первопроходцы столкнулись с недостаточной мотивацией потребителей. Помочь может финансирование скидки ритейлерами, как это сделала сеть гипермаркетов Globus: за бутылки и банки партнеров фандоматов — брендов «Святой Источник», Borjomi и «Эдельвейс» — потребитель получает два бонуса на карту лояльности магазина, а других производителей — один бонус.

Перспективы развития фандоматов определит введение депозитной системы, когда залоговая стоимость тары включается в стоимость товара. В этом случае покупатель получает часть стоимости товара обратно, если сдает упаковку на переработку. Если такая система не будет введена, то, скорее всего, фандоматы так и останутся экспериментом, считают в EcoPartners.

Вывоз мусора (региональный оператор)

В результате мусорной реформы в России ответственными за вывоз мусора и обслуживание многоквартирных домов стали региональные операторы, которые получают контракты в результате тендеров на torgi.gov.ru, в основном на 10 лет.

Сегодня шансы стать региональным оператором довольно низкие. Рынок утилизации твердых коммунальных отходов (ТБО), ежегодный оборот которого оценивается в 200 млрд руб., уже поделили крупнейшие компании с годовой выручкой от 1,7 млрд руб. Среди них — «Вива Транс», «Хартия», «МКМ-Логистика», «Эколайн» и «Автопарк № 1 „Спецтранс“».

У регоператоров свои сложности. «Сортировка большей части вторсырья (около 75%) стоит дороже, чем его отпускная цена переработчику. Например, средняя себестоимость отбора вторсырья составляет 7–10 руб. за кг, а цена, например, черной пленки на рынке — 2,4 руб., тетрапака — 3,3 руб. Это приводит к тому, что большая часть операторов выбирает максимум пять-семь видов рентабельного вторичного сырья, которые можно продать хотя бы с минимальной выгодой: ПЭТ-бутылку, ПНД-флакон, картон, алюминий, черный металл», — отмечает замгендиректора «Эколайн» Елена Вишнякова.

При этом, по оценке «Эколайна», на переработку возможно отправлять от 30 до 40 фракций, если развивать систему раздельного сбора и экопросвещения. Сейчас на своем сортировочном комплексе оператор отбирает порядка 30 видов вторсырья на переработку, но окупается только четверть.

Завод по переработке мусора

В России работает порядка 250 мусороперерабатывающих заводов. Для реализации нацпроекта «Экология» и решения проблемы свалок необходимо до 2024 года запустить еще как минимум 200, заявлял президент России Владимир Путин.

Бизнес по переработке мусора — самый затратный с точки зрения ресурсов и вложений. Чтобы быть рентабельным, нужно перерабатывать от 2 тыс. тонн отходов в месяц. При меньших объемах постоянные расходы не покрываются, отмечает основатель и управляющий партнер группы EcoPartners Константин Рзаев. «Рентабельность в зимний период отрицательная из-за влажного и загрязненного сырья, в весенне-осенний — положительная», — добавляет он.

Один из крупнейших в России заводов по ресайклингу отходов пластиковой упаковки, Тверской завод вторичных полимеров, входящий в группу EcoPartners, перерабатывает до 2,7 тыс. тонн вторсырья в месяц. За 15 лет в предприятие инвестировано порядка 900 млн руб.

Служба по выносу мусора из квартиры

До недавнего времени работать с заказами объемом меньше 300-500 кг считалось невыгодным. Теперь на рынке появляются сервисы, которые забирают маленькие партии. Таких служб, работающих по принципу экотакси для физических лиц, едва ли наберется десяток по всей стране. Пока это наименее конкурентная ниша экобизнеса, но требующая технологических решений для достижения рентабельности.

Основная проблема заключается в выстраивании эффективных маршрутов, что крайне затруднительно без автоматизированной системы управления логистикой. В сервисе по вывозу вторсырья «Убиратор», который работает в сегменте малых заказов (средний вес 50 кг), говорят, что необходимо обеспечить каждого исполнителя не меньше, чем 10 заказами в день.

Для того чтобы запустить такой бизнес, понадобится около $1 млн — на создание IT-платформы, маркетинг и финансирование убыточных поездок до момента достижения высокой плотности клиентской сети, добавляют в «Убираторе». Сервис даже платит за вторсырье при сдаче больших объемов и ликвидных фракций — в среднем 13 руб. за кг. Это выступает дополнительным мотиватором для привлечения клиентов. Так, продуктовый магазин может зарабатывать только на сдаче макулатуры до 12 тыс. руб. в месяц. «Убиратор» окупает расходы за счет выручки, которая составляет примерно 16 руб. на каждый кг вторсырья.

Если работать только с крупными заказами (от 300 кг) без построения IT-инфраструктуры, можно стартовать с капиталом в 1 млн руб. Для такой службы по вывозу отходов нужны машина, несколько менеджеров и договоренность с переработчиком.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Юлия Николаева

Иллюстрации

Константин Чернов