Семь мест, куда сдавать батарейки и аккумуляторы

Батарейки и аккумуляторы — опасные отходы. Они содержат «коктейль» из тяжелых металлов. На свалке корпус батарейки разрушается и вредные вещества отравляют почву и воду, попадают в пищевые цепочки и в конце концов в организм человека. Plus-one.ru рассказывает, как утилизируют батарейки и аккумуляторы, и где их принимают на переработку.

Зачем сдавать батарейки и аккумуляторы на переработку?

Батарейки безопасны в быту, если не нарушена их оболочка. Но выбрасывать любые аккумуляторы вместе с обычным мусором запрещено, о чем напоминает значок перечеркнутого бака. И тем более их нельзя сжигать. При горении токсичные вещества становятся еще более опасными.

Железный корпус батарейки разрушается на свалке под воздействием влаги. В атмосферу, почву и воду попадают токсичные для живых организмов никель, кадмий, цинк, литий, свинец и ртуть. Они нарушают работу нервной и дыхательной систем, поражают внутренние органы.

Одна выброшенная батарейка загрязняет до 20 кв. м земли и, как считается, может убить одного ежа.

Организациям сдавать батарейки на утилизацию необходимо не только из экологических соображений, но и чтобы избежать штрафов. Опасные отходы принимают специализированные компании, которые оформляют акты приемки. В случае проверки эти документы докажут, что организация не нарушает закон и обращается с отходами безопасно.

Куда сдать на утилизацию?

До сдачи использованные элементы питания нужно хранить в закрытом контейнере или пластиковой бутылке, и по мере накопления (не более 1–2 кг) сдавать на переработку.

Сдать можно не только пальчиковые, мизинчиковые батарейки и «таблетки». Аккумуляторы от электроники и UPS (ИБП — источники бесперебойного питания) тоже принимают, но не везде, потому что они занимают больше места.

Автомобильные аккумуляторы принимают отдельно — в автосервисах и магазинах по продаже новых аккумуляторов (важно убедиться в надежности сервиса).

Выберите удобный пункт приема из списка ниже. Перед посещением уточните условия и режим работы. Иногда прием осуществляется не во всех магазинах одной сети:

1

Продуктовая сеть «ВкусВилл» (не более десяти штук за раз).

2

Сети магазинов электроники «М.Видео», «Эльдорадо».

3

Гипермаркеты «Икеа», «Лента», «Оби», «Метро Cash&Carry» и другие сети.

4

Экомобиль Synergetic в Москве и экомобиль в Санкт-Петербурге.

5

Магазины спортивных товаров «Альпиндустрия» и «Декатлон».

6

Ежемесячные мероприятия по сбору вторсырья «Раздельный сбор» и разовые акции «Неделя сбора батареек» в регионах (уточняйте детали у организаторов, отработанные элементы питания и электронику принимают не на всех акциях).

7

Поищите пункт или акцию на карте пунктов приема вторсырья recyclemap, карте городских сервисов полезныйгород.рф, карте экологических инициатив движения «Раздельный сбор» или единой карте «Мегаполисресурс».

Можно не только собирать батарейки у себя дома, но добавить пункт приема на карту, организовав сбор в своем бизнес-центре, кафе, магазине или библиотеке. Для этого существует сервис «Бокси» (дочернее предприятие переработчика ГК «Мегаполисресурс»). «Бокси» помогает организовать процесс, разобраться с юридической стороной сбора, установить правильные контейнеры и отправить собранные отходы переработчику.

Проект «Переработай батарейки с Duracell» также помогает организовать пункт сбора. Вы бесплатно получаете контейнер. Правда, вывоз отходов придется оплатить.

Вторичное использование аккумуляторов

Из самых распространенных щелочных батареек «до 94,4% вторичных ресурсов возвращается в промышленный оборот, что сравнимо с лучшими мировыми практиками», — сообщает переработчик.

В результате переработки получают черный лом (измельченная железная оболочка), графит и цветные металлы, по качеству аналогичные рудным. Все материалы годны для вторичного использования в промышленности:

Черный лом применяют в электротехнике, теплоэнергетике, автомобилестроении, промышленном строительстве, металлургии, приборостроении. Его использование экономит 16% энергии и снижает углеродный след на 58% по сравнению с добычей и производством железной руды.

Графит применяют для производства антифрикционных материалов (например, велосипедной смазки).

Медный порошок из батареек содержит не менее 99,7% меди. Применяется в автомобильной, электротехнической, приборостроительной и химической отраслях.

Диоксид марганца (не менее 46,1% марганца) получают при помощи гидрометаллургии. Он используется в промышленности в качестве пигмента для окраски бетона, кирпича и тротуарной плитки, а также в качестве окислителя в химической промышленности и гидрометаллургии.

Цинковый порошок применяется при изготовлении источников тока, в металлургии, фармацевтике и химической промышленности, а также в пиротехнике.

Большие свинцово-кислотные аккумуляторы от автомобилей, мотоциклов, катеров и аварийных источников электроэнергии перерабатывают отдельно. Из них извлекают электролит, выделяют свинец и пластиковые элементы.

Около 99% компонентов старого аккумулятора можно использовать повторно, поэтому выпускающие из заводы, как правило, имеют линии для переработки. До 80% вторичных материалов содержится в новых элементах питания.

Процесс переработки аккумуляторов и батареек

Еще несколько лет назад в России батарейки не перерабатывали. Их экспортировали в Европу. Затем появился первый переработчик — завод ГК «Мегаполисресурс» в Челябинске. Туда свозят большинство собранных у населения разряженных элементов.

Переработка батареек состоит из пяти этапов:

1

Сначала отходы вручную сортируют по семи химическим типам.

2

Далее их дробят и магнитным сепаратором отделяют железную оболочку.

3

«Начинку» промывают от электролита. Вода возвращается обратно в цикл, а электролит используют для нейтрализации кислот.

4

С помощью электролиза извлекаются цветные металлы или их соли.

5

Отфильтровывают графит (снова с возвратом воды в цикл).

Кроме ГК «Мегаполисресурс», утилизируют батарейки еще три компании: ООО «НЭК» в Ярославле, ООО «Экологическое предприятие «Меркурий» в Санкт-Петербурге и СЗФО и ООО «Сибирская Ртутная Компания» в Новосибирске.

Переработка батареек стала доступна и эффективна. Но помните, что батарейка — вредный для окружающей среды продукт. Чем меньше мы их используем, тем лучше.

Иногда без одноразовых батареек не обойтись (например для портативных фонариков в турпоходе), но снизить их расход позволяют пальчиковые и мизинчиковые аккумуляторы, которые можно многократно перезаряжать с помощью зарядного устройства. Они стоят дороже обычных батареек, но со временем окупаются, более экологичны и обладают большей емкостью, а значит, их надо реже менять в устройстве.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Наталья Маркова

Иллюстрации

Анастасия Лобова