Бум ответственно­го потребления

Праздники открывают новые возможности перед социальными предпринимателями

Опрос лондонской компании Mintel (занимается изучением потребительского рынка), показал, что в прошлом году почти треть британцев покупали подарки, производство которых оказывает незначительное воздействие на окружающую среду. Еще 38% респондентов сообщили, что им было важно купить в подарок этично произведенные товары, и более 60% заявили, что ответственность за продвижение таких подарков лежит на ритейлерах.

В Mintel отмечают, что покупатели меняют свои «рождественские привычки» по мере того, как они осознают масштабы вреда от чрезмерного потребления. «И хотя в большинстве своем люди будут продолжать делать праздничные покупки, продавцам важно поощрять более этичное потребление», ― уверена старший аналитик компании Чана Барам (Chana Baram).

Рост антипотребительских настроений, как пишет Thomson Reuters, идет на пользу социальным предпринимателям, чей бизнес ориентирован на решение социальных и экологических проблем. При этом владельцы бизнеса, которых больше волнует размер выручки, опасаются за свою состоятельность и начинают менять подход к продвижению продукции.

Так, в 2011 году в день масштабных распродаж ― «черную пятницу» ― американский бренд верхней одежды Patagonia разместил в журнале New York Times рекламу с изображением куртки и надписью «Не покупайте эту куртку» (англ. ― Don’t Buy This Jacket), чтобы призвать потребителей задуматься о своем воздействии на окружающую среду. Впоследствии за идеи осознанного производства и потребления начали выступать и другие крупные компании, из-за чего небольшие социальные предприятия рискуют остаться «в тени».

Решить эту проблему призван, например, британский онлайн-магазин товаров социальных предпринимателей Social Supermarket. По словам его основателя Джейми Палмера, спрос на предлагаемую продукцию есть в том числе и среди корпоративных клиентов, которым важно демонстрировать свои ценности. Не менее важно это и для частных потребителей: по данным международной консалтинговой компании Accenture, почти две трети покупателей во всем мире отдают предпочтение компаниям, товары и услуги которых соответствует их взглядам.

Покупать меньше не стали

Глобальное исследование аналитической компании Nielsen, проведенное в прошлом году, показало, что 73% респондентов по всему миру готовы изменить свои потребительские привычки, если это принесет пользу окружающей среде. Так, 41% участников опроса готовы переплачивать за органические продукты, 38% ― за товары, которые не наносят вред природе, и 30% ― за товары социально ответственных производителей.

И в то время как идеи устойчивого развития становятся все более популярными среди французов, жители США, наоборот, меньше склонны к бережному отношению к окружающей среде, отмечают аналитики Nielsen. Не сокращаются в США и объемы потребления. На днях крупнейший американский интернет-ритейлер Amazon объявил, что количество проданных в праздники товаров в этом году в очередной раз побило рекорды и превысило миллиард ― точные данные компания опубликует в первые месяцы следующего года. А компания Mastercard Spending Pulse (бренд международной компании Mastercard) в свою очередь сообщила о 18-процентном росте количества онлайн-продаж в период 1 ноября по 24 декабря по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. На долю интернет-торговли пришлось 14,6% от общего объема розничных продаж во время праздников.

По словам старшего советника Mastercard Стива Садова, из-за того, что все больше людей совершают покупки в интернете, объемы онлайн-торговли достигли рекордного уровня в этом году. Росту онлайн-коммерции способствуют и ритейлеры, которые предоставляют клиентам возможность покупать товары через удобные каналы и устройства, уверен специалист.

Самым «большим» днем для покупок, как сообщили в Национальной федерации розничной торговли США, стала так называемая «Супер суббота» (Super Saturday) ― последняя суббота перед Рождеством. При этом некоторые аналитики напоминают, что после праздников в США начнется волна возвратов. Так, в компании UPS, которая занимается доставкой посылок, ожидают, что из-за массовых возвратов 2 января количество отправлений увеличится на 26%.

Россияне не отстают

По данным Nielsen, изменить свое потребительское поведение ради улучшения экологической ситуации готовы 62% россиян. Однако сейчас экологичные продукты покупают только 12% российских респондентов, и этот показатель один из самых низких в мире. Характерен для жителей России и рост потребления. По подсчетам аналитиков консалтинговой компании «Делойт», в этом году россияне потратят на новогодние праздники на 14% больше денег, чем в прошлом году. Чуть менее половины затрат (46%) придется на подарки, примерно столько же ― на еду и напитки и незначительная часть ― на развлечения.

Анализ потребительского поведения, который провели Сбербанк и оператор фискальных данных «Платформа ОФД», показал, что в период с 29 декабря 2018 года по 7 января 2019 года россияне потратили 1,1 трлн рублей. Траты одного жителя страны составили в среднем 16,1 тыс. рублей ― эта сумма впервые за четыре года увеличилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Аналитики также указали на изменение в структуре новогоднего бюджета. Так, при покупке продуктов жители России все чаще отдают предпочтение небольшим магазинам, а не супермаркетам, тратят больше денег на кафе и рестораны, а также на активный отдых и спа-центры.

Автор:

Евгения Чернышёва