Водопозитив и энергия земли: 10 «зеленых» трендов в бизнесе

Производя машины, одежду и гаджеты, мы загрязняем реки, вырубаем леса, истребляем животных. Выбрасываемые при этом парниковые газы приводят к стремительному изменению климата. Опираясь на исследование медиапортала GreenBiz, Plus-one.ru представляет десять «зеленых» трендов в бизнесе, следование которым поможет не только сохранить мир, но и увеличить прибыль.

Курьер Amazon в Лондоне доставляет посылки на современном электровелосипеде

1. Переход к микромобильности и общественному транспорту

Крупнейшие города мира, которые входят в глобальное содружество C40 (объединяет 96 городов, где живет четверть населения планеты), взяли обязательство в ближайшие 10 лет увеличить долю километров, которые горожане пройдут пешком, проедут на велосипедах или общественном транспорте, с 20-60% до 40-80%.

Движение в этом направлении уже началось. Так, транспортные компании в Нью-Йорке занимаются созданием перегрузочных микроузлов. Это позволило удвоить число доставок с помощью грузовых электровелосипедов в разгар пандемии, с мая 2020-го по январь 2021-го. В том же Нью-Йорке логистическая компания UPS начала тестировать электрический квадроцикл. А в Париже создают «логистические отели» — склады продукции для отгрузки в небольшие фургоны и грузовые велосипеды, с офисами и спортзалами. Скоро тут появятся и грузовые электровелосипеды и мопеды H&M, которые для ритейлера разрабатывает шведский автопроизводитель Volvo Trucks. Впервые такую технику в целях доставки использовал в Великобритании Amazon.

2. Обучение сотрудников устойчивому развитию

Компании запускают курсы, порталы и видеоуроки, где объясняют сотрудникам, как можно развивать бизнес без ущерба для людей и природы. Так, управляющая компания Jones Lang LaSalle (оборот — $19,4 млрд в год) со штаб-квартирой в Великобритании и офисами в 80 странах мира подготовила серию коротких видеороликов об ESG в компании. Дистрибьютор электроники Avnet (оборот — $19,3 млрд в год) сделала аналогичную образовательную программу. Обе компании приглашали для участия в роликах внешних специалистов, чтобы избежать ассоциации одного сотрудника с ESG-повесткой целой компании. Обучение позволяет каждому сотруднику стать драйвером изменений, отмечают эксперты.

Кроме того, работники могут воспользоваться сертификатом на обучение на онлайн-платформах. Microsoft направлял своих сотрудников на обучающую платформу в сети LinkedIn, также у корпоратов популярна платформа Trailhead.

Очистные сооружения Ша Тин в Китае

3. Бизнес учится измерять влияние на биоразнообразие, леса, воду и землю

Предприниматели хотят знать, как их бизнес отражается на состоянии экосистем. Например, транснациональная корпорация Kering, которой принадлежат люксовые бренды Balenciaga, Gucci и Yves Saint Laurent, к 2025 году взяла обязательство оказывать только позитивное влияние на биоразнообразие. Coca-Cola реализует программу сохранения воды, рассчитанную до 2030 года. В 2020 и 2021 годах компания собрала данные о рисках, связанных с водой, а теперь занята внедрением технологических решений. IKEA намерена в следующие семь с половиной лет внедрить систему закупки древесины у ответственных поставщиков.

Во всех случаях нужны количественные показатели, чтобы измерить результативность прикладываемых усилий. В разработку таких метрик бизнесу придется вкладывать деньги. В дальнейшем компании будут оценивать и эффективность своей социальной ответственности. Так, международная консалтинговая компания Capitals Coalition разрабатывает протокол для оценки социального и человеческого капитала компании. В частности, в него войдут данные о деятельности профсоюзов, обучении сотрудников, прожиточном минимуме и другие измеримые показатели.

4. Производители растительного мяса изменят стратегию продаж

Бум заменителей мяса закончился: котлеты и сосиски из сои прописались в отделах супермаркетов для веганов и вегетарианцев. Если бизнес решит и дальше отучать человечество от «мясной иглы», то он будет вынужден работать над вкусом продуктов, чтобы попасть и на обычные витрины. Ведь массовый потребитель не намерен спасать мир и снижать выбросы метана — он хочет просто получить вкусную и дешевую котлету, идентичную мясной.

Аналитики GreenBiz полагают, что начинается новый этап выхода на рынок — «Альтернативный протеин 2.0». В его рамках компании будут выпускать мясные котлеты с добавлением сои. По такому пути уже пошел производитель колбасок чоризо Mission Barns. Также участники рынка начнут выпускать сырье и предлагать его традиционным мясным производителям.

За последние 12 лет в индустрию растительных протеинов было вложено $10 млрд, пик инвестиций пришелся на 2021 год. Десятка самых крутых проектов 2022-го получила лишь 1,3 млрд — вдвое меньше, чем в предыдущем году. Эксперты считают, что рынок продолжит расти. По оценкам консультантов Ernst & Young, к 2030-му индустрия растительного мяса достигнет $160 млрд в год и будет сопоставима с 10% рынка обычного мяса.

5. Раскрытие информации о выбросах углерода станет обязательным

Эксперты указывают, что таких данных требуют государства и инвесторы. Первые — чтобы контролировать выбросы и выполнять цели Парижского соглашения, главная из которых — удержать повышение глобальной температуры к концу века в пределах 1,5 °C. Вторые — чтобы избежать климатических рисков и обезопасить свои деньги.

К слову, Бельгия, Канада, Чили, Франция, Япония, Новая Зеландия, Швеция и Великобритания уже требуют предоставлять такие сведения в соответствии с правилами Альянса по раскрытию климатической финансовой информации (TSFD) под председательством Майкла Блумберга, спецпосланника ООН по климату. Эксперты отмечают, что за последние 10 лет произошел скачок в раскрытии и качестве информации о выбросах парниковых газов от производства (SCOPE 1) и от источников энергии, которые используют компании (SCOPE 2). Теперь аналитики ждут рывка в подсчете SCOPE 3 — выбросов от всей цепочки поставок.

6. Суперфильтры для очистки и цифровое управление водой

Сейчас венчурные инвестиции в водные проекты ничтожно малы ($470 млн) по сравнению с вложениями в климатические ($27 млрд). Впрочем, ситуация меняется. Появляются удобные цифровые системы управления водными ресурсами, а также мощные фильтры, которые очищают жидкость от загрязнений. Например, частная технологическая компания ZwitterCo разработала фильтр для очистки воды от нефти, масел и жиров. В первый день после открытия раунда инвестиций она собрала рекордные для такого рода проектов $33 млн!

Что касается цифровых систем управления водой, то их уже внедрили мировые гиганты Google и Amazon. Компании хотят быть «водопозитивными»: восстанавливать природные источники и сокращать потребление воды, оказывая положительное влияние на окружающую среду.

Жилой комплекс Bosco Verticale в Италии. На террасах, окружающих каждый из этажей, размещены зеленые насаждения: около 900 деревьев и 5 тыс. кустарников

7. Инвесторы будут вкладываться в природный капитал

Климатический кризис заставил тех, у кого есть большие деньги, задуматься о ценности экосистем. Ведь торговля чем бы то ни было невозможна в мире, оставшемся без рек, лесов, лугов и пастбищ. Аналитики GreenBiz оценивают потенциал подобных вложений в $10 трлн. Такой вывод они делают на основе заявлений в Давосе, где было озвучено, что сохранение природы может генерировать столько средств ежегодно, а еще позволяет создать 400 млн новых рабочих мест и возможности для разных бизнесов — от ферм до заводов по пошиву одежды.

8. Технологии улавливания углерода будут набирать популярность

Согласно отчету финансово-аналитической компании PitchBook, за первые три квартала 2022 года карбонтех привлек $10,7 млрд венчурных инвестиций. Рост рынка технологий улавливания углерода подогревают два факта — давление правительств на бизнес с целью заставить его снижать выбросы и желание предприятий, связанных с нефтью и углем, оставаться на плаву. Последние очень рассчитывают получить идеальную технологию улавливания выбросов — она сохранит их бизнес в эпоху борьбы с глобальным потеплением и поможет не угробить планету. К примеру, известная антиклиматическим лоббизмом ExxonMobil в ноябре 2022-го подписала соглашение о создании центра улавливания углерода на $2,5 млрд c государственной энергетической компанией Индонезии.

9. Циклическая экономика: круговорот кроссовок и продукты на развес

Бренды продолжат внедрять в работу методы, позволяющие повторно использовать материалы, из которых изготовлена их продукция. Так, производитель CloudNeo уже стал продавать по подписке кроссовки. После того как обувь придет в негодность, ее можно сдать на переработку, и компания изготовит вам новую пару. Еще один тренд отмечен в сфере продовольствия. Следуя запросу покупателей, продавцы пытаются избегать лишней упаковки и сокращать количество мусора. В результате в магазинах по всему миру появляется все больше мест, где торгуют на развес.

Эксперты ожидают от компаний и решения вопроса с переработкой продукции. Наиболее перспективны в этом смысле такие отрасли, как строительство, электроника, мода. У них самые высокие возможности организации циклического производства.

Геотермальная электростанция Несьяведлир в Исландии. Установленная мощность станции — 120 МВт. Также Несьяведлир вырабатывает 300 МВт тепловой энергии, которая в виде горячей воды подается в Рейкьявик

10. Рост инвестиций в геотермальную энергию

Геотермальную энергетику ждет инвестиционный бум. После того как производство солнечных панелей и ветряков стало массовым, инвесторы обратили внимание на недра Земли — сокрытые в них сухой и влажный пар, горячие источники и скальные породы, магму. Microsoft и Google уже заключили контракты на поставку геотермальной энергии с несколькими компаниями в США. В Европе вырос интерес к аналогичным проектам в Хорватии.

Однако есть технологические проблемы, которые предстоит решить. Среди них — как эффективно бурить там, где в толще земли спрятаны разогретые магмой скальные породы, и как сделать глубинное бурение более дешевым.

Подписывайтесь на наш канал в Telegram

Автор

Наталья Парамонова