Зачем нужны «зеленый глаз» и «климатический царь» в советах директоров

Прошли времена, когда экологической ответственности от бизнеса требовали только активисты и сверхсознательные потребители. Сегодня к ним присоединились инвесторы и заказчики. Plus-one.ru попросил экспертов рассказать об универсальных шагах, которые помогут среднестатистической компании встать на путь собственного озеленения.

По мнению руководителя Центра ответственного природопользования ИГ РАН Евгения Шварца, неготовность зарубежных инвесторов, в том числе крупнейшей инвесткорпорации Black Rock, сотрудничать с «грязными» компаниями вынуждает последних адаптироваться к новым требованиям рынка. Это касается и бизнеса из России.

«Долгое время никто не знал названий горнодобывающих компаний, являющихся частью длинной производственной цепочки, которые поставляют металлы на мировые рынки. В отличие от нефтегазового сектора, где продукция добывается, перерабатывается и продается под одним брендом, металлургия и горная добыча долгое время оставались в стороне от передовых практик снижения воздействия на окружающую среду: компании работали в b2b-сегменте и перекладывали общение с экологически чувствительными потребителями на производителей конечной продукции. Сейчас появляются инструменты, которые помогают отследить экологические и социальные стандарты продукции по всей цепочке поставок. Это новая реальность, с которой уже сталкиваются и будут еще чаще сталкиваться российские компании», — объяснил Евгений Шварц.

Иван Кухнин, руководитель группы по оказанию услуг в области устойчивого развития Deloitte:

Устойчивое развитие должно стать подходом к управлению бизнесом. Начать я бы предложил с инвентаризации: часто у компаний уже есть социальные, экологические и управленческие практики. Первым делом следует собрать их в единый реестр. Вторым — посмотреть, какие существуют практики в отрасли, где работает компания. Например, можно заглянуть в годовые нефинансовые отчеты, изучить рейтинги, спросить в отраслевых ассоциациях об ожиданиях внешних заинтересованных сторон — инвесторов, потребителей, партнеров. Это позволит сверить часы, понять внутренний и внешний контексты. На основе этого и с учетом бизнес-стратегии следует определиться с целевыми направлениями и приоритетами. Этот шаг поможет согласовать общее понимание задач, найти ресурсы для их выполнения, установить ключевые показатели эффективности и отслеживать прогресс по ним.

Одной из отраслевых ассоциаций, которая собирает и продвигает лучшие практики в области экологической ответственности, является Лига зеленых брендов. Компании и отдельные бренды могут вступить в нее, но для этого необходимо соответствовать ряду критериев. На первом этапе экспертный совет Лиги смотрит, обладает ли потенциальный участник достаточным уровнем внедрения в свою деятельность принципов ESG (Environmental, Social and Governance — когда решения о вложении средств принимаются исходя не только из финансовых показателей компании, но и с учетом ее влияния на окружающую среду, общество и качества корпоративного управления. — Прим. Plus-one.ru).

Бренд должен продемонстрировать, что у него есть стратегические направления, целевые показатели и корпоративные документы, где описаны подходы к устойчивому развитию. Есть два принципа, которые Лига стремится продвигать: публичность информации (чтобы бренды рассказывали о своих практиках) и русскоязычность, поскольку компании все-таки работают на российского потребителя (что особенно важно для международных брендов, у которых информация часто подана только на английском). Это поможет компаниям стать более прозрачными и понятными для внешней аудитории.

Светлана Бик, руководитель проекта «Инфраструктура и финансы устойчивого развития» Центра компетенций и зеленой экспертизы INFRAGREEN:

Сначала нужно выбрать разумные «зеленые» и климатические ориентиры. Самый лучший инструмент для этого — 17 Целей устойчивого развития. Пусть не смущает, что они глобальные и общечеловеческие. Компания — тоже часть общей системы. Необходимо из 17 ЦУР выбрать те, которые максимально близки роду деятельности вашей организации. Можно изучить отраслевые примеры, действующие ассоциации и корпоративные инициативы за рубежом и в России — в общем, определить для себя, куда двигаться в долгосрочной перспективе. Это называется стратегией устойчивого развития.

Дальше следует провести самоидентификацию: сравнить собственное положение с выбранным аналогом по ключевым параметрам. На основе этого надо подготовить документ (очень и очень важно!) — по-русски он называется «Зеленая политика» (по-английски Green Framework). Вместе со Стратегией устойчивого развития это важнейшие документы, идентифицирующие компанию как «зеленую».

На основе Политики и Стратегии необходимо провести организационные изменения: для реализации «зеленых» помыслов нужен приводной механизм, практический и встроенный во все внутренние и внешние процессы. Такой механизм может называться «Зеленый комитет», у него должен быть «свой человек» в совете директоров. Концептуально — это «зеленый глаз» директора. Теперь директор будет подписывать документы, пропуская важнейшие решения через этот «зеленый» фильтр. Разработайте положение о «Зеленом комитете», наделите его определенными правами. В «Зеленом комитете» должен быть независимый эксперт — один, много не нужно, а то не дадут работать, порушат все бизнес-процессы и начнут сажать кругом цветочки.

Далее следует разработать «зеленые» требования к поставщикам, а в закупочные процедуры вписать условие, что при прочих равных приоритет отдается «зеленым» контрагентам. Реализовав это на практике, вы создадите «зеленые» цепочки поставок.

Формируем «зеленую» новостную ленту, участвуем в мероприятиях по экологии и устойчивому развитию, замеряем свои результаты в этих областях, готовим и публикуем отчетность, информируем всех заинтересованных лиц о своей «зеленой» деятельности (запустите на сайте компании раздел об ESG, «зеленой» стратегии и достигнутых результатах), находим организации, составляющие рейтинги ESG, и подаем заявку на аттестацию своей компании, ведем переговоры с банками — кредитуемся с учетом ESG-критериев или выпускаем «зеленые» облигации.

Владимир Скляр, руководитель управления электроэнергетики и ESG «ВТБ Капитал»:

Первое, что нужно, — понять масштаб проблемы. Начать стоит с подсчета углеродного следа — как собственного производства (Scope 1), так и косвенного (Scope 2), который в основном формируется за счет углеродного следа потребляемых энергоресурсов. Обязательно верифицируем итоги у аккредитованных институтов — профильных некоммерческих организаций.

Второе — нужно назначить «климатического царя». Это член совета директоров с мандатом на координацию всех проектов ESG и самыми широкими полномочиями. Он дает сигнал всей компании, что повышение «зелености» — не просто упражнение для галочки, а новое направление в стратегическом развитии. Привязка части бонусов менеджмента к выполнению целей по снижению выбросов — действенный инструмент управления в руках «климатического царя».

Третье — использовать быстрые, недорогие и легкодоступные сиюминутные возможности. Например, Россия богата низкоуглеродными источниками энергии — гидроэлектростанции, атомные реакторы, солнечные и ветряные парки составляют более 40% в энергобалансе по установленной мощности. Сейчас они продают электроэнергию по тем же ценам, что и станции на угле, нефти и газе. Переход на прямые закупки у низкоуглеродных источников или — при отсутствии такой возможности — на подтверждение низкоуглеродного статуса потребляемых киловатт-часов при помощи «зеленых» сертификатов не приведет к кардинальному росту издержек. Вполне возможно, что «зеленая» электроэнергия со временем будет дороже традиционной, но это в будущем. Другой аспект — энергоэффективность. Снизить углеродный след можно не только за счет «зеленой» генерации, но и за счет сокращения потребления энергии. Из-за относительной дешевизны российской электроэнергии эта тема не интересовала наши компании. Но она дает огромные возможности для уменьшения углеродного следа. Кстати, по энергозатратности производств Россия находится на третьем месте с конца списка. Зачастую проекты энергоэффективности окупаемы, а стремительное развитие рынка «зеленого» финансирования может и вовсе сделать их прибыльными для компании.

Четвертое — включите принципы учета углеродного следа в процесс принятия инвестиционных решений. Все больше регуляторов и портфельных инвесторов задумываются о внедрении показателя прибыльности с поправкой на климат. Иначе говоря, какова будет прибыльность проекта или бизнеса, если бы он платил за свои выбросы парниковых газов. За ориентир можно брать стоимость тонны CO2 в Евросоюзе или оценку Всемирного Банка — $75 за тонну. Она рассчитана на основе целей Парижского климатического соглашения. С учетом таких гипотетических расходов, которые сегодня предприятия в России не несут, но к которым стремительно движутся многие крупные экономики, траектория повышения экологичности предприятия будет естественным образом интегрирована в долгосрочную программу развития.

Пятое — ставьте амбициозные климатические цели. Сокращение выбросов не может быть самоцелью. Даже если человечество снизит свои выбросы наполовину, это не остановит глобальное потепление. Мир долго будет двигаться к безуглеродному будущему. Инвесторы все больше вкладываются в компании и проекты, ставящие цели по углеродной нейтральности к 2050-му или 2060 году (сейчас такие цели вырабатывают 75% стран мира). И многие фирмы берут на себя схожие обязательства. Среди других распространенных инвест-трендов — сокращение инвестиций в угольные технологии, четкие цели по снижению выбросов, прописанные в краткосрочных и долгосрочных стратегиях компании, привязка значительной части программ долгосрочной мотивации сотрудников к климатическим целям. Короче говоря, ставить амбициозные долгосрочные цели, разбивать их на среднесрочные и указывать шаги по их достижению в планах работ каждого департамента — все это должна делать любая современная компания.

И шестое — используйте все возможности рынка. Основные из них — «зеленые» облигации, финансирование с привязкой к показателям и рейтингам ESG, инвестиционные фонды ESG, раздающие акционерный капитал, «зеленые» инструменты ВЭБа, поддержка инвестиций с учетом внедрения наилучших доступных технологий (НДТ). Возможности доступа к капиталу при выполнении определенного набора требований по снижению углеродного следа растут, а бездействующие компании с углеродным следом ниже, чем у конкурентов, будут все активнее исключаться из публичных мировых рынков.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Антон Чугунов