Как не стать жертвой мошенников

Преступники часто используют неспокойные времена, чтобы выманить у людей деньги. По мнению российского политолога Екатерины Шульман, сейчас как раз «оживляются всякие мошенники: от звонящих „из военкомата“ и „от следователя“ до самозванных спасителей ваших рублевых и долларовых счетов». Гештальт-терапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter Екатерина Новикова рассказала Plus‑one.ru, как преступники манипулируют нашими чувствами и как себя защитить от злоумышленников.

— Телефонные звонки по-прежнему остаются популярным способом связи с потенциальными жертвами. Какие приемы и методы психологического воздействия используют злоумышленники?

— Существует несколько способов повлиять на поведение человека. Первый основан на использовании лингвистических приемов. Например, преступник может произносить глаголы, побуждающие к действию: «надо», «должны», «сделайте».

Еще есть такая техника, как «речевая подстройка», ее часто применяют в НЛП (нейролингвистическое программирование, направление в психологии и психотерапии, которое не признается научным сообществом; в основе — копирование вербального и невербального поведения людей. — Прим. Plus-one.ru). Мошенник подстраивается под собеседника по темпу речи, громкости голоса, частоте дыхания. Он может использовать слова, которые часто употребляет сама жертва. Например, в разговоре человек несколько раз говорит слово «кайф». Преступник начинает повторять это слово. У жертвы возникает ощущение, что они говорят на одном языке, и это вызывает доверие.

Нередко используется прямая и скрытая угроза. Она может звучать так: «Если прямо сейчас не перевести деньги с вашей карты на резервный счет, то все ваши средства украдут». В этом случае у человека появляется ощущение, что его финансовой безопасности что-то угрожает. И чтобы себя защитить, он начинает совершать требуемые действия.

Злоумышленник также может создавать иллюзию дефицита времени. Например, говорит, что кого-то из близких задержали с наркотиками и просит немедленно перевести деньги, пока в полиции не начали составлять протокол. Жертве кажется, что если она сию минуту не предпримет каких-то мер, то это повлечет за собой серьезные последствия.

Кроме того, преступник может убеждать человека, приводя в пример очевидные факты и имена известных людей. При этом ни факт, ни известный человек не имеют отношения к тому, что предлагает злоумышленник. Например, он может сказать: «Вы знаете этого блогера? Он тоже клиент нашей компании, ссылку на информацию можно найти на сайте». Далеко не все станут заходить на сайт и что-то проверять: куда легче поверить и согласиться. Или может использоваться такой сценарий: «Участились случаи хищений с банковских карт. Наша служба безопасности отследила подозрительные операции на вашем счете». Вначале озвучивается факт, с которым легко согласиться, поэтому жертва продолжает слушать.

— Стоит ли вступать в дискуссию с незнакомым человеком или лучше сразу прекратить разговор?

— Все это манипуляции. А первое правило общения с манипуляторами — не принимать решение сразу, а взять 10 минут, отключиться, подышать, выпить стакан воды, то есть привести себя в равновесное состояние. Человеку с подвижной психикой стоит позвонить кому-то из знакомых, рассказать о ситуации и получить рациональную обратную связь.

— Что заставляет людей переходить по сомнительным ссылкам и вводить свои банковские данные на непроверенных ресурсах?

— Когда за переход по ссылке человеку обещают, например, выигрыш, у него появляется азарт, интерес. Он начинает верить в свою везучесть и уникальность, думает, что ему действительно повезло. Возникает надежда на то, что все может получиться. На подобные уловки часто ведутся люди, которые склонны к поиску легких путей, избеганию ответственности. Они считают, что могут добиться желаемого без каких-либо усилий: стоит лишь кликнуть по ссылке. В такие моменты у них отключается критическое мышление. Злоумышленникам также верят люди, которые находятся в трудной жизненной ситуации и нуждаются в помощи. Например, если человек переживает утрату близкого, ему легче что-то внушить.

Гештальт-терапевт, специалист сервиса по подбору психологов Alter Екатерина Новикова

— Какие люди находятся в группе риска? Кто легче остальных поддается манипуляциям?

— В первую очередь это пожилые люди, которые плохо знакомы с новыми технологиями. У них в голове есть разные установки, например, о том, что если звонят из банка или звонит врач, то это что-то важное, такой звонок нельзя игнорировать. По их мнению, лучше не задавать лишних вопросов и не спорить. Кроме того, мошенникам склонны верить люди с истероидным типом личности. Они импульсивны, легко заводятся, часто испытывают страх и тревогу. Их также отличает реактивный стиль поведения: они не осмысливают информацию, а сразу стараются что-то сделать.

— Как сохранять бдительность, если чувствуешь, что на тебя оказывают психологическое давление? Какие советы можно дать родственникам, чтобы они были более осмотрительными?

— Самое важное — это повышать уровень своей финансовой грамотности. Нужно соблюдать базовые правила: ни при каких условиях никому не сообщать коды подтверждения операций из сообщений, в том числе СМС-коды. Банковские работники такую информацию никогда не будут запрашивать, и, если вдруг происходит что-то подозрительное, в голове должен прозвучать тревожный сигнал. Не стоит забывать и о правиле 10 минут.

Пожилым людям важно иметь номер телефона не только близких, но и кого-то из их окружения: друзей или коллег. Это необходимо для того, чтобы в непонятной ситуации пожилой человек мог с кем-то посоветоваться. Им также следует рассказать о распространенных сценариях мошенников — например о том, что им может кто-то позвонить и сообщить, что близкий родственник задержан полицией, попал в больницу или должен денег.

— Как человек принимает решения в стрессовых ситуациях? Почему ему легче отправить деньги вместо того, чтобы перепроверить информацию и, например, позвонить «попавшему в беду» родственнику?

— Наша психика всегда стремится к состоянию покоя. Когда возникают чувства, которые это состояние нарушают, например страх или тревога, то происходят две вещи. Во-первых, сужается фокус внимания. Человек замечает только то, что вызывает неприятные чувства, и не обращает внимания на другие обстоятельства. Во-вторых, человек стремится как можно быстрее выйти из неприятной ситуации и вернуться в свое привычное состояние. Он утрачивает способность критически мыслить и верит всему, что может помочь прямо сейчас.

— Злоумышленники следят за новостями. В 2020 году эксплуатировалась тема коронавируса: людей заставляли оплачивать фейковые штрафы, оформлять QR-коды. Что заставляет нас слепо верить таким историям?

— Наши актуальные потребности. Например, если человек думает о покупке машины желтого цвета марки Ford, он невольно начинает замечать на улице именно эти автомобили. В 2020 году большая часть новостей была посвящена пандемии, люди сталкивались с ограничениями и требованиями, они не могли совершать привычные действия без QR-кодов. Мошенники предлагали легкий способ решить проблемы, и многие соглашались.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Беседовала

Евгения Чернышёва