24 февраля президент России Владимир Путин объявил о начале военной операции в Донбассе. Курсы доллара и евро на рынке Forex достигли исторических максимумов — сегодня они опустились до 83,6 и 93,5 руб. соответственно. Индексы Мосбиржи и РТС упали на 40-45% — это рекордные показатели за всю историю российского рынка акций. Опрошенные Plus-one.ru эксперты говорят, что вооруженный конфликт с Украиной будет иметь серьезные экономические последствия.
Директор Центра конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ Георгий Остапкович напомнил, что индексы бирж — фондовых, товарных и валютных — всегда реагируют на форс-мажорные ситуации падением. «Это абсолютно нормальная, ожидаемая реакция, — объясняет эксперт. — Однако предсказать, как будет складываться ситуация в отношении курса доллара и экономики в целом, сегодня невозможно, это будет похоже на шарлатанство. Нужно подождать неделю-две до тех пор, пока не станет понятно, какой силы санкционное давление на нас окажут».
Экономист предполагает, что в случае дальнейшей эскалации конфликта российские банки потеряют доступ к корреспондентским счетам, через которые они проводят операции за рубежом. Этого опасается и исполнительный директор Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Павел Шуст. В результате, как говорит эксперт, люди не смогут использовать карты банков за границей и совершать платежи в иностранных интернет-магазинах. Но на операциях внутри России подобные меры никак не скажутся.
Георгий Остапкович напоминает, что почти у всех крупных банков — Сбербанка, ВТБ, «Альфа-банка», «Промсвязьбанка», «Россельхозбанка» — есть «дочки» за рубежом, через которые они смогут проводить платежи.
Бояться отключения от SWIFT, межбанковской системы передачи информации и совершения платежей, по мнению эксперта, не стоит. «Денег от этого меньше или больше не станет. Банки будут работать, как раньше. К тому же, система нужна не всем организациям и людям, а только тем, которые контактируют с иностранными рынками», — говорит он.
Георгий Остапкович не советует этого делать: «поезд уже ушел». Сейчас лучше не совершать никаких действий. С тем, что покупать валюту уже поздно, соглашается и экономист, создатель Telegram-канала «Деньги и песец» Дмитрий Прокофьев. Обменники в такой ситуации, по его словам, стараются не продавать наличные.
Экономист, ведущий эксперт Центра политических технологий Никита Масленников считает, что покупать иностранную валюту нужно, только если она будет использоваться в качестве платежного средства, например, если человек планирует поездку за границу. Приобретать доллары также стоит в качестве инвестиционного актива. Но в этом случае необходимо внимательно следить за интервенциями ЦБ на валютном рынке и «ловить» моменты, когда курс доллара идет вниз.
Специалист также рекомендует наблюдать за положением банков, которых санкции коснулись напрямую. «Если в марте-апреле вы точно поймете, что банк всерьез и надолго попал под санкции, то его следует поменять. Особенно это касается клиентов, имеющих валютные депозиты».
Одна из целей санкционного давления — спровоцировать панику среди населения, подчеркивает Никита Масленников. Поддерживать тех, кто вводит санкции, — не очень разумно. Он предполагает, что в ближайшее время у банковской системы вряд ли возникнут проблемы с рублевой ликвидностью: долг банков перед ЦБ не превысит объема средств, которые они разместили на депозитах и корсчетах регулятора, тем более что около 80% баланса всей системы — это рублевые активы. Банки будут держать эти активы под особым контролем и делать все необходимое, чтобы оказывать услуги своим клиентам.
В дополнение к этому ЦБ будет продолжать повышать ключевую ставку. На сколько — можно будет сказать в начале или в середине марта, объясняет Никита Масленников. Накопления будут дорожать: снимать деньги с депозитов сейчас нет смысла. Разве только в том случае, если деньги нужны для каких-то покупок. «Нужно отключить панический внутренний голос, подумать, рассмотреть разные варианты. Может оказаться, что выгоднее бежать к банкомату не сейчас, когда там огромные очереди, а потом, когда это будет действительно необходимо», — комментирует экономист.
Однако другие эксперты, включая Дмитрия Прокофьева и финансового омбудсмена Ассоциации российских банков Павла Медведева, уверены, что небольшой объем наличных полезно иметь всегда. «Общий принцип „не кладите все яйца в одну корзину“ — не отменяется», — говорит Павел Медведев.
Еще одно возможное последствие конфликта, как утверждает Георгий Остапкович, — ограничение технологического импорта. В страну могут перестать ввозить компьютеры и комплектующие, программное обеспечение, а также товары двойного назначения, которые можно использовать в гражданских и военных целях, например, при создании оружия.
Дмитрий Прокофьев рекомендует россиянам приготовиться к росту цен, особенно на те товары, в которых есть импортная составляющая. Но важно понимать, что из-за ажиотажа производители захотят сбалансировать спрос и предложение и начнут повышать цены.
«Если вы планировали купить что-то импортное, например, технику, то это лучше сделать прямо сейчас, не откладывая в долгий ящик. Можно даже в кредит, потому что может оказаться так, что ставка по кредиту будет ниже реальной ставки инфляции», — рекомендует Дмитрий Прокофьев.
Такого же мнения придерживается Никита Масленников. Он уверен, что людям, которым нужна техника, лучше озаботиться ее покупкой. При этом специалист напоминает, что цены на электронику росли и до начала военной операции. Это было связано с дефицитом чипов и полупроводников на мировом рынке, а также резким увеличением спроса на гаджеты во время перехода на дистанционный формат работы.
Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.
Автор
Евгения Чернышёва