Стоит ли покупать электромобиль

Европа отказывается от машин с двигателями внутреннего сгорания (ДВС), выбирая электромобили. Как это скажется на российском авторынке? Следует ли сейчас покупать электрокар или лучше подождать несколько лет? Когда ждать первый отечественный электромобиль? На вопросы Plus-one.ru ответил руководитель управления по транспорту фонда «Сколково» Кирилл Жанайдаров.

Получится ли отказаться от производства машин с ДВС в Евросоюзе

В июле Евросоюз принял программу сокращения выбросов и достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Одно из ее положений — прекратить выпуск новых автомобилей с бензиновыми или дизельными двигателями в 2035 году. ЕС перейдет на электромобили, производящие значительно меньше выбросов за весь жизненный цикл. Инициатива Еврокомиссии беспрецедентна по своему масштабу — ранее с подобными планами выступали только отдельные страны.

«У ЕС все получится — реализацию этого плана готовы обеспечить крупнейшие автопроизводители. Они уже несколько лет готовятся сокращать выпуск машин с ДВС и расширять производство электроавтомобилей», — считает Кирилл Жанайдаров.

Volkswagen планирует, что к 2030 году 70% его продаж в Европе составят электромобили, Ford перестанет выпускать машины с ненулевыми выбросами к 2026 году. В 2025 году Jaguar Land Rover полностью перейдет на производство электромобилей, электрокары и гибриды составят не менее 50% мировых продаж Mercedes-Benz.

«С 2035-го новое авто с ДВС в Европе купить будет нельзя, но старые с дорог не исчезнут. Люди будут постепенно с них пересаживаться, переход к полностью безуглеродному автопарку займет лет 15. Ускорить темпы позволят меры поддержки со стороны государства — от налоговых льгот до прямых субсидий на покупку электромобиля», — говорит эксперт.

Хлынут ли в Россию подержанные авто из Европы

Планов ограничивать производство или реализацию машин с ДВС у российского правительства пока нет. «Запрета аналогичного европейскому у нас не будет — хоть мы и присоединились к Парижскому соглашению по климату. Полагаю, у нас рынок будет сам собой регулироваться, люди будут по своему карману приобретать машину», — считает представитель фонда «Сколково».

Ситуация будет зависеть от доступности электромобилей на российском рынке — а она, похоже, будет расти. Ликвидируя производство машин с ДВС, зарубежные автопроизводители будут поставлять нам больше электрических авто — других у них просто не останется. Еще одним важным фактором станет готовность иностранных автоконцернов выпускать электромобили на своих российских предприятиях.

«Пока ни один из зарубежных автопроизводителей, имеющих заводы в России, не заявлял о таких планах. Предполагаю, что они начнут выпускать электромобили в нашей стране к 2030 году», — говорит Кирилл Жанайдаров.

Есть ли в России спрос на электромобили

В 2018 году правительство РФ приняло стратегию развития автомобильной промышленности до 2025 года. Она содержит прогноз — через четыре года на электрические машины придется 4-5% всех продаж автомобилей в России. Иными словами, в год в стране будет продаваться 85-100 тыс. электрокаров. «Это несбыточный прогноз. За первые пять месяцев 2021 года в стране продали лишь 650 электрических машин, что для России неплохой показатель», — уверен эксперт.

До конца года продажи новых электромобилей в России впервые превысят 1 тыс. штук, после чего рынок будет ежегодно удваиваться — такой прогноз в июле дал Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса.

На 1 января 2021 года в России было зарегистрировано 10 836 личных электромобилей (как новых, так и подержанных), подсчитало аналитическое агентство «Автостат». Это на 71% больше, чем годом ранее, однако меньше 1% от всего российского автопарка. 83% всех зарегистрированных в стране электромобилей — это Nissan Leaf, 6% — Tesla (модели 3, S, X, Y), еще 4% — Mitsubishi i-MiEV.

Есть вероятность, что спрос на электромобили в России, наоборот, обвалится. Дело в том, что 31 декабря 2021-го в странах ЕАЭС, в том числе в России, истекает срок нулевой пошлины на ввоз электромобилей. Лишь Белоруссия предложила продлить льготный режим до конца 2023 года. Если его не продлят, с 2022 года будет действовать пошлина в 15%.

«Вероятно, пошлина будет возвращена — минпромторг и минэкономразвития хотят поддержать российских производителей, а также мотивировать их и зарубежные концерны производить электрические машины в России, формировать внутренний рынок с сильными игроками. Наличие пошлины сильно ударит по рынку электромобилей — сейчас он у нас целиком состоит из зарубежных авто», — полагает представитель фонда «Сколково».

Когда на рынке появятся российские электромобили

В августе правительство утвердило концепцию развития электротранспорта. Согласно документу, к 2025 году в стране планируется произвести 25 тыс. электромобилей и ввести в действие 9,4 тыс. зарядных станций (сейчас их, по разным оценкам, от 300 до 400). К 2030-му электрическими станут 10% всех выпускаемых в России машин — 217 тыс. в год, а число электрозаправок вырастет до 72 тыс. Бюджет инициативы — 591 млрд руб., более 80% придется на внебюджетные источники.

Сегодня в России представлено лишь два проекта отечественных легковых электрокаров — двухместный хэтчбек City Modul 1 от стартапа Zetta и кроссовер «Кама-1», разработанный «КамАЗом» и Петербургским политехническим университетом. Zetta ищет финансирование для начала серийного производства — оно намечено на конец 2021 года. «Каму-1» собираются выпускать не ранее 2023-2024-го. О намерении производить электромобили под маркой Lada заявил «АвтоВАЗ».

«Пока очень немногие российские производители готовы выпускать персональные электромобили. Но к 2030 году как минимум по одной такой модели они начнут собирать. Другой вопрос — насколько они будут конкурентоспособны. Сегодня большинство людей приобретают недорогие иномарки с ДВС. Без существенных усилий со стороны наших производителей резко изменить ситуацию не удастся: текущая модель поведения будет перенесена на рынок электрокаров», — говорит эксперт.

Так стоит ли покупать электромобиль

Низкий спрос на электромобили в России связан с зачаточным состоянием зарядной инфраструктуры и высокой ценой на сами машины.

«Самые дешевые новые электромобили стоят около 2,5 млн руб. Среди них — китайский хэтчбек казахстанской сборки JAC iEV7S и Nissan Leaf. И тот, и другой есть и на вторичном рынке — Leaf с пробегом можно найти от 400 тыс. руб. Электрические машины в России покупают люди со средним достатком, которые умеют считать деньги и у кого есть зарядка рядом с домом или местом работы», — поясняет Кирилл Жанайдаров.

Важное преимущество электромобилей — они дешевле в обслуживании, чем авто с ДВС, поскольку электроэнергия существенно дешевле бензина, дизеля и газа. Машину с аккумулятором можно заряжать от обычной розетки — хорошая новость для владельцев гаражей и частных домов. А еще электромобиль не требует замены моторного масла, фильтров, свечей и других расходных материалов.

«Те же тормозные колодки служат в разы дольше — до 200 тыс. км, поскольку при замедлении энергия не рассеивается в виде тепла: часть возвращается в батарею. Электромобиль — не только экологически чистый, но и экономически выгодный вид транспорта. Во многих странах ведутся информационные кампании, рассказывающие людям о его преимуществах. В России таких просветительских программ нет», — сетует эксперт.

На крупнейших рынках электромобилей — в Европе, США и Китае — власти не первый год активно стимулируют спрос, частично компенсируя автовладельцам стоимость авто. В Германии субсидии составляют до €9 тыс., в США — $7,5 тыс., в Китае — порядка $3 тыс.

«У нас меры поддержки спроса ограничиваются нулевым транспортным налогом на электромобили в ряде регионов, а также бесплатной парковкой на платных городских парковках Москвы. Зарядная инфраструктура тоже пока фактически бесплатна. Но этого недостаточно. Нужны прямые субсидии, которые уравняют стоимость покупки электромобиля и машины с ДВС», — полагает сотрудник «Сколково».

В августе 2021 года стало известно о скидке до 25% на локализованные в России электромобили. Такой план был согласован на встрече глав минэкономразвития и минпромторга. Максимальный размер скидки составит 625 тыс. руб. от предельной суммы покупки в 2,5 млн руб. Таким образом, стоимость электрокара окажется сопоставима со средней ценой нового автомобиля с ДВС (1,89 млн руб. на август 2021-го). Вводить скидку собираются постепенно до 2030 года.

Если у вас уже есть где заряжать электромобиль, Plus-one.ru советует задуматься о его покупке. Если вас не устраивает цена на новые модели, а подержанную машину покупать не хочется, подождите год-два — цена, скорее всего, снизится. Кстати, первые отечественные модели будут существенно дешевле иномарок: City Modul 1 удастся купить от 550 тыс. руб., «Каму-1» — от 1 млн руб.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов