Корпорации обязуются достичь нулевых выбросов — почему это обман

Несколько крупных корпораций за последний год взяли на себя обязательства достичь чистых нулевых выбросов к 2050 году или в еще более отдаленном будущем. Эти амбициозные планы все чаще подвергаются аргументированной критике.

В новом совместном отчете трех международных экологических НКО — Corporate Accountability, Friends of Earth International и Global Forest Coalition, под которым подписались еще 60 организаций, утверждается, что обилие подобных планов не решит климатического кризиса, но может нанести еще больший вред людям и планете.

В отчете под названием The Big Con: How Big Polluters are advancing a «net zero» climate agenda to delay, deceive, and deny («Большое надувательство: как крупнейшие загрязнители встраивают политику „чистого нуля“ в климатическую повестку, чтобы затягивать, обманывать и отрицать») утверждается: компании, отвечающие за львиную долю выбросов парниковых газов (на 100 корпораций приходится 70% таких глобальных эмиссий), используют «чистый ноль» как ширму для достижения своих корыстных целей.

После «десятилетий бездействия» крупнейшие корпорации массово стали заявлять цели — достичь «нулевых чистых» выбросов. Среди них в отчете упомянуты нефтяные гиганты — BP, Shell и Total; IT-гиганты — Microsoft и Apple; крупнейшие розничные сети — Amazon и Walmart; финансовые корпорации — HSBC, Bank of America и BlackRock; авиакомпании — United и Delta; продовольственные корпорации — JBS, Nestlé и Cargill и другие. «За последние годы более 1 500 корпораций взяли на себя обязательства по принципу „чистого нуля“, что приветствовалось Рамочной конвенцией ООН об изменении климата и Генеральным секретарем ООН, — говорят авторы документа. — Между тем корпорации видят в такой тактике новые потенциальные бизнес-возможности, а не сокращение производства и потребления продукции, приводящей к росту загрязнения».

«Чистый ноль» — где тут обман

«Практика „чистого нуля“ заключается в том, что предприятие может продолжать загрязнять окружающую среду, как обычно, или даже увеличивать свои выбросы — и компенсировать их различными способами. В этих планах выбросы — просто математическое уравнение: они могут быть добавлены в одно место и вычтены из другого. Это уравнение простое в теории, но на практике глубоко ошибочно», — убеждены авторы доклада.

Критика политики чистых нулевых выбросов звучит и со стороны ученых, и даже чиновников. Однако в отчете приводятся многочисленные факты того, что корпорации не только стремятся компенсировать (а не снизить) свои выбросы, но и продвигают такую политику на уровне ООН, чтобы сделать ее основой международной климатической повестки.

В отчете приводится множество примеров стратегий достижения чистых нулевых выбросов, названных «дымовой завесой». К ним критики относят: биоэнергетику (речь идет об энергетическом «сжигании древесных топливных гранул или биомассы», что более углеродоемко по сравнению с газом или углем); улавливание и хранение углерода (такие технологии в основном использовались для добычи трудноизвлекаемых запасов нефти, а для их использования для улавливания углерода может понадобиться рост потребности в ископаемом топливе до 40%); углеродные рынки («доказано, что они приводят к мошенничеству и спекуляциям, а не к сокращению выбросов»); программы компенсации углеродных выбросов за счет сохранения экосистем или восстановления лесов (лишь временно снижают эмиссии и «часто вытесняют местные общины», которым в теории должны приносить пользу).

В докладе отдельно рассматривается разработанная в рамках Рамочной конвенции ООН об изменении климата программа REDD+ (ее цель — компенсировать выбросы CO2 за счет улучшения управления лесами в развивающихся странах), неоднозначность которой признают и в Global Forest Coalition, а правозащитники сообщают о катастрофических последствиях ее реализации для местных сообществ в развивающихся странах, где контроль над их землями переходит к корпорациям.

«Водород — серебряная пуля, выпущенная крупными загрязнителями», — убеждены авторы доклада, отмечая, что лишь 0,1% водорода сегодня производится с использованием ВИЭ. Корпорации утверждают, что технологии улавливания углерода сделают водород «зеленым», сохраняя при этом разрушительные бизнес-модели, и они получают на это огромные государственные субсидии.

Как корпорации маскируют свое бездействие

«Эти схемы используются, чтобы замаскировать бездействие, возложить бремя сокращения выбросов на исторически эксплуатируемые сообщества и поставить под угрозу наше коллективное будущее, разрушая землю и леса, океаны в том числе за счет развития и распространения геоинженерных технологий. Мало того, что такие технологии не существуют, их появление чрезвычайно рискованно и может нанести огромный и, вероятно, непоправимый ущерб», — указывается в докладе.

В докладе анализируются планы ключевых компаний-загрязнителей из разных отраслей. Например, к 2030 году только Shell планирует увеличить использование природных углеродных компенсаций до 120 млн тонн в год, что больше, чем весь объем добровольного глобального углеродного рынка в 2019 году. В своей климатической политике Walmart полностью игнорирует снижение выбросов в цепочке создания стоимости, на которые, по оценкам, приходится 95% углеродного следа корпорации. Eni планирует в ближайшие годы увеличить добычу нефти и газа и компенсировать это за счет лесовозобновления, то есть за счет выращивания искусственных лесов. BlackRock, международная инвестиционная компания, пообещала «в ближайшем будущем» продать большую часть акций компаний, добывающих ископаемое топливо, но в ее портфеле по-прежнему $85 млрд приходится на угольные активы благодаря лазейкам в политике инвестфонда. Обязательство JBS покончить с вырубкой лесов в своей цепочке поставок к 2035 году фактически означает, что компания продолжит вносить свой вклад в обезлесение в течение следующих 14 лет.

В докладе подробно анализируется и тактика корпораций, которые стремятся сделать углеродную нейтральность основой глобального ответа на климатический кризис.

Первая — это политический лоббизм и прямой подкуп политиков. Например, корпорации, включая авиаперевозчиков и предприятия по производству ископаемого топлива, активно лоббировали в США прохождение налоговой льготы под названием 45Q, которая субсидирует улавливание и хранение углерода.

Вторая — поддержка политики «чистого нуля» на климатических переговорах на уровне ООН. Так, Международная ассоциация торговли выбросами (IETA) — крупнейший глобальный лоббист рынка торговли сокращенными выбросами и механизмами компенсаций (два столпа углеродной нейтральности) — была основана BP, Shell и Chevron и до сих пор находится под управлением нефтяных гигантов.

Третья тактика — финансирование исследований, доказывающих эффективность соответствующей политики. Корпорации делали огромные финансовые вливания в известные академические институты, включая Массачусетский технологический институт, Принстонский университет, Стэнфордский университет и Имперский колледж Лондона, чтобы сформировать повестку и повлиять на выводы исследований, связанных с механизмами компенсации и политикой «чистого нуля».

В докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата говорится о необходимости установить адекватные корпоративные цели сокращения парниковых эмиссий. «Лучший, самый проверенный подход к справедливому преодолению климатического кризиса — это значительно сократить выбросы сейчас, приблизив их к реальному нулю не позднее 2030 года, — убеждены авторы доклада. — Решения уже существуют и проверены. Не хватает только политической воли, чтобы претворить их в жизнь». Правда, все эти решения находятся за рамками корпоративных интересов и традиционной рыночной экономики.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Антон Чугунов