Есть ли будущее у автомобиля

Электрический, экологичный, безопасный, беспилотный, умный, дорогой и приносящий прибыль. Plus-one.ru рассказывает, каким станет автомобиль в ближайшие годы и десятилетия.

Tesla Model S на зарядной станции в Германии

Мировой автопарк станет электрическим

Электромобиль появился на 50 лет раньше, чем авто с двигателем внутреннего сгорания. Но еще на заре XX века эту технологию похоронил Генри Форд. Сто лет спустя она возродилась благодаря Илону Маску и стала одним из ключевых направлений развития автотранспорта.

По данным Международного энергетического агентства (IEA), в 2014 году по дорогам мира ездили всего 700 тыс. электромобилей (включая заряжаемые гибриды). За следующие пять лет их число выросло до 7,17 млн. Bloomberg прогнозирует, что к 2030-му эта цифра увеличится до 116 млн, а к 2040-му — до 500 млн. На электромобили придется 31% мирового автопарка, который к тому времени составит 1,6 млрд машин.

В 2019 году в мире было продано 2,2 млн электромобилей — вчетверо больше, чем в 2015-м, когда продажи составили всего 450 тыс. Доля электрокаров в глобальных продажах достигла 2,5% (каждая 40-я новая машина была электрической). За следующие 10 лет она вырастет до 28% (26 млн реализованных электромобилей), а в 2040-м составит 58% (54 млн) — то есть больше половины всех приобретаемых в мире новых автомобилей будут оснащены электродвигателем и батареей.

Сегодня на рынке доступны десятки моделей электрокаров, а согласно прогнозам Bloomberg, уже к 2022 году их будет более 500. Собственные линейки электромобилей заведет большинство крупных автопроизводителей, а некоторые полностью откажутся от производства автомобилей с ДВС. Одними из первых о таких планах сообщили компании Volvo и Volkswagen. У первой с 2019-го все новые модели либо полностью электрические, либо гибридные, а вторая планирует выпустить свое последнее поколение авто с ДВС в 2026-м и с 2040-го полностью прекратить продажи неэлектрических авто.

Батареи подешевеют, зарядные станции захватят мир

Столь впечатляющий рост электротранспорта обусловлен стремительным развитием технологий. Самый дорогой компонент в электромобиле — это батарея, на нее приходится около половины себестоимости. С 2010-го по 2019-й цены на литий-ионные аккумуляторы обрушились на 87% — с $1200 до $156 за киловатт-час. Когда цена опустится ниже $100 за киловатт-час, электромобили будут стоить столько же, сколько их аналоги с ДВС. Аналитики Bloomberg ожидают, что это произойдет к 2024 году. Причем на этом прогресс не остановится: к 2030-му батареи подешевеют до $62 за киловатт-час, благодаря чему электромобили станут дешевле своих традиционных конкурентов.

Приблизить этот момент может сокращение использования кобальта в батареях. Несмотря на то, что он стремительно дешевеет (с $95 тыс. за тонну в 2018-м до $30 тыс. за тонну в 2020-м), кобальт остается самым дорогим элементом в литий-ионных аккумуляторах, поэтому инженеры передовых автопроизводителей стремятся от него избавиться. Так, недавно General Motors удалось сократить его содержание в своих батареях с 18% до 4,5%, а Tesla собирается перейти с никель-марганец-кобальтовых аккумуляторов на литий-железо-фосфатные.

Одновременно по всему миру расширяется зарядная инфраструктура. Так, с 2015-го по 2018-й в США число публичных зарядных станций увеличилось с 30 тыс. до 60 тыс., а в Великобритании c 2015-го по 2020-й — с 4 тыс. до 18 тыс. Лидирует по масштабам зарядной инфраструктуры Китай: в апреле 2020 года в Поднебесной было 547 тыс. публичных зарядных станций (а всего, считая частные, — 1,29 млн). И если 10 лет назад время зарядки составляло часы, то сегодня самые современные аппараты способны полностью зарядить аккумулятор электромобиля за 15 минут — причем такие ставит не только Tesla, но и ее конкуренты.

Горючее запретят

Второй ключевой фактор развития электротранспорта — политика государственных регуляторов, нацеленная на достижение углеродно-нейтральной экономики. На сегодняшний день более 20 стран уже имеют официальные планы введения полного запрета на продажу автомобилей с ДВС в ближайшие десятилетия.

Наиболее радикально настроены правительства Австрии и Норвегии: в этих странах нельзя будет продавать машины на бензине и дизеле уже после 2020-го и к 2025-му соответственно. Германия, Исландия, Индия, Ирландия, Нидерланды, Словения и Швеция планируют отказаться от ДВС к 2030 году, Шотландия — к 2032-му, Великобритания в целом — к 2035-му, а Дания, Египет, Франция, Испания, Шри-Ланка и Тайвань — к 2040-му. Для Китая, Японии и Португалии пока нет четкого дедлайна, но, вероятнее всего, речь идет также о периоде 2030-2040.

Намереваются запретить авто с ДВС администрации более 40 городов по всему миру. Среди них — Ванкувер (Канада), Лос-Анджелес и Сиэтл (США), Мехико (Мексика), Кейптаун (ЮАР), Окленд (Новая Зеландия), Джакарта (Индонезия), Афины (Греция), Милан (Италия). Список стран и городов, поддерживающих эту идею, с каждым годом все длиннее. Поэтому прогноз, что через 20 лет треть всех авто в мире будут электрическими, кажется не сказкой, а пессимистичным сценарием.

Мир избавится от смертности в ДТП

Идее создания самоуправляемого автомобиля для широкого потребителя почти сто лет. Автопроизводители задумались об этом еще в 1920-х, однако большую часть века беспилотные легковушки бегали на страницах научной фантастики. Первые по-настоящему автономные прототипы начали испытывать лишь в 1980-х — их собирали в университетах при поддержке военных.

Коммерческие компании вплотную занялись этим направлением в 2010-х. Благодаря достижениям в оптике и сенсорике, а также стремительному развитию систем связи и IT в целом, появились десятки разработчиков систем автоматического управления вроде Zoox, Aptiv и WeRide, свои проекты в этой области стали запускать технологические гиганты — от Google и Uber до «Яндекса». Сегодня мы находимся в шаге от начала широкого коммерческого применения этой технологии.

Ожидается, что беспилотники высвободят колоссальное количество свободного времени (вместо управления автомобилем можно будет заниматься любыми делами), сделают автотранспорт максимально доступным (как для людей с ограниченными возможностями здоровья, так и для тех, кто просто не умеет водить, — водительские права уйдут в прошлое) и радикально снизят смертность и травматизм на дорогах. По данным ВОЗ, ежегодно в ДТП гибнет 1,35 млн человек и 50 млн получают травмы. Причиной 95% всех дорожных инцидентов служит человеческий фактор.

«К 2020 году вдвое сократить во всем мире число смертей и травм в результате дорожно-транспортных происшествий» — так в 2015 году была сформулирована 6-я задача Цели устойчивого развития 3. В феврале 2020 года в ходе Третьей глобальной министерской конференции по безопасности дорожного движения представители 140 стран признали, что эту задачу выполнить не удалось, и отодвинули срок до 2030 года. Одним из способов улучшить статистику может стать развитие автономных автомобилей. Подписавшие декларацию назвали передовые технологии обеспечения безопасности автотранспорта «одними из самых эффективных» и призвали страны мира к 2030 году внедрить их во «все произведенные и проданные транспортные средства».

Автопилот постепенно захватит мир

Беспилотный автомобиль «Яндекс»

Согласно классификации, разработанной SAE International, выделяется шесть уровней автономности. Первые три — нулевой, первый и второй — подразумевают наличие различных автоматизированных систем помощи водителю в определенных ситуациях (например, автоматический круиз-контроль), при этом вести машину приходится человеку. Последние три уровня — третий, четвертый и пятый — это возможность полностью автономного управления. Различаются они широтой условий, при которых эта автономность может быть задействована.

К примеру, машина с третьим уровнем автономности способна самостоятельно двигаться в дорожной пробке, с четвертым — быть беспилотным такси в городе с развитой системой разметки и дорожных знаков, а с пятым — автономно перемещаться по любой дороге мира при любых условиях. Начиная с четвертого уровня автономности машине не нужны педали и руль.

Первые три уровня уже доступны в новейших моделях десятков автомобильных брендов. Сегодня автопроизводители соревнуются между собой, кто быстрее выведет на дороги машины с третьим, четвертым и пятым уровнями. К примеру, Tesla, Honda, Hyundai и Toyota заявляли о планах выпустить до конца 2020 года модели, способные самостоятельно ездить по скоростным магистралям, а Volvo планирует сделать это в 2021-м. Renault-Nissan планирует выпустить в 2020 году автомобиль, способный ездить в автономном режиме в городских условиях. На начало 2020-х ориентируются Daimler, BMW и Fiat-Chrysler. Выпустить по-настоящему автономный автомобиль Renault-Nissan обещает в 2025-м, а Hyundai — в 2030-м. Ford же собирается уже в 2021-м поставить авто с четвертым уровнем автономности, без руля и педалей.

На российских дорогах тестирование беспилотных автомобилей началось в декабре 2018-го. Изначально правительство разрешило испытывать их на некоторых участках дорог общего пользования в Москве и Татарстане (где расположены «Сколково» и «Иннополис»), а в феврале 2020 года расширило зону эксперимента еще на 11 регионов. Первыми на общественные дороги выехали беспилотники «Яндекса», немного позже соответствующие разрешения получили МАДИ и «КАМАЗ». Аналитики предполагают, что коммерческую эксплуатацию автономных автомобилей в России начнет именно «Яндекс»: в 2022-м — в Москве, а годом позже — и в других регионах.

Аналитическая компания IHS прогнозирует, что к 2025-му годовые продажи самоуправляемых авто составят 600 тыс., а к 2035-му достигнут 21 млн. Исследователи из Victoria Transport Policy Institute утверждают, что вплоть до 2040-х автопилот будет доступен лишь относительно состоятельным людям, а по-настоящему массовым станет не ранее 2050-х.

В любом случае, распространяться беспилотные автомобили по миру будут неравномерно. Среди 30 стран, рассмотренных в исследовании KPMG, более других адаптированы к реалиям завтрашнего дня законодательства Сингапура, Великобритании, Нидерландов, Финляндии, Новой Зеландии и США. Среди отстающих — регуляторы Бразилии, Мексики, Индии, Италии и России.

Автомобиль можно будет не покупать — а если купите, он сможет вас обеспечить

Уже сегодня автопроизводители стоят перед выбором: трансформироваться в IT-компании или оказаться на обочине истории. Автомобили постепенно становятся компьютерами. Технологии позволяют машинам проводить самодиагностику, а вскоре они смогут самостоятельно записываться на техобслуживание, резервировать места на стоянках, планировать наиболее выгодные часы для зарядки, обмениваться друг с другом информацией о ситуации на дороге, самостоятельно заезжать в магазин за заранее заказанными продуктами и многое другое.

Все это — элементы так называемой интеллектуальной мобильности. За этим термином кроется принципиально новый рынок, объемы которого, по оценке Deloitte, к 2030 году составят $1,8 трлн. Основан он будет не только на распространении автономного транспорта, но и на развитии платформ открытых данных для него. К таким данным, например, относятся специальные цифровые карты городов с информацией о дорожном покрытии и разметке (их производят как крупные технологические игроки, так и небольшие узконаправленные стартапы — например, российский BaseTracK).

Третьим столпом интеллектуальной мобильности станут новые схемы использования автомобилей. Необходимость владеть ими исчезнет. Зато станет распространенным предоставление автомобилей по подписке. У Hyundai и Volvo такие программы уже действуют и в России. На фоне ожидаемой высокой стоимости первых беспилотных автомобилей подписка может стать способом сделать их доступнее.

Еще одна модель — каршеринг, только принципиально нового типа, — избавит мир от проблем с парковочным пространством, разгрузит транспортную инфраструктуру. В новом мире интеллектуальной мобильности автовладельцы смогут, не паркуя свои автономные машины у подъездов или в гаражах, отправлять их самостоятельно кататься по улицам, чтобы зарабатывать деньги в качестве недорогого такси.

В прошлом году эту модель предложил Илон Маск. Согласно его расчетам, машина, используемая в качестве «роботакси», сможет приносить своему владельцу $30 тыс. за год.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

Автор

Илья Арзуманов