Суперкварталы создают с целью улучшить здоровье горожан

В Барселоне запущена радикальная модель городского планирования

Модель городского планирования — строительство суперкварталов в Барселоне (Испания) предоставляет значительные выгоды для здоровья горожан и экономики, сообщает исследование Барселонского института глобального здравоохранения ICGlobal, опубликованное в журнале Environment international.

Модель суперкварталов является одним из основных элементов плана властей Барселоны в борьбе с дефицитом зеленых насаждений, большим количеством автотранспорта, загрязнения и аварийности, шумом и малоподвижным образом жизни горожан. Каждый суперквартал занимает площадь около 400×400 м и создан из жилых блоков размером 150×150 м. Внутри кварталов автомобили либо запрещены вообще, либо введено ограничение скорости их передвижения до 20 км/ч. За пределами суперкварталов движение осуществляется с максимальной скоростью 50 км/ч. Пространство для пешеходов и велосипедистов высвобождается за счет реорганизации бывших автодорог и парковок.

Власти города планируют создать 503 суперквартала. По данным исследования, они позволят снизить 667 случаев преждевременной смерти горожан в год. 291 случай можно будет избежать в результате снижения загрязнения воздуха диоксидом азота (NO2, его содержание снизится с нынешних 47 до 36 мкг/м3, что меньше рекомендаций ВОЗ, которые составляют не более 40 мкг/м3). 163 случая смерти удастся предотвратить за счет уменьшения воздействия шума, 117 — за счет смягчения эффекта городского острова тепла и 60 случаев — благодаря увеличению числа зеленых насаждений. Сокращение случаев преждевременной смерти сэкономит городу €1,7 млрд в год.

Также прогнозируется увеличение средней ожидаемой продолжительности жизни взрослого населения Барселоны на 198 дней из-за сокращения выбросов NO2, снижения уровня шума и тепла. Почти 228 тыс. поездок на автомобилях и мотоциклах из сегодняшних 1,19 млн заменят поездки на общественном транспорте, велосипедах или ходьба пешком.

Первый суперквартал в Барселоне создали в районе Побленоу. Закрытие квартала площадью в три жилых блока для движения автотранспорта и резервирование этих улиц для пешеходов и велосипедистов вызвало недовольство автомобилистов. Однако достаточно скоро жители Побленоу оценили практически двукратное увеличение пространства, которое можно использовать для личного досуга. В 2019 году суперкварталы обустроили в трех районах Барселоны: Побленоу, Сант-Антони и Орта.

В исследовании пишут, что перечисленные выше положительные эффекты станут заметны, когда будут достроены все 503 квартала, что крайне маловероятно, так как «политические, социальные и культурные факторы будут влиять на процесс внедрения суперкварталов».

«Важно помнить, что наши данные — оценочные, а используемая методология имеет определенные ограничения», — сказала Натали Мюллер, ведущий автор исследования из Барселонского института глобального здравоохранения. Она также отметила, что Барселоне нужны не только суперкварталы, но и другие дополнительные мероприятия, направленные на улучшение качества воздуха. «Нам срочно нужна смена парадигмы: от модели городского планирования, ориентированной на автомобили, к подходу, ориентированному на людей», — добавила Мюллер.

Подходом Барселоны к изменению городской среды уже заинтересовались в городах США, Австралии и Франции.

Аналогичные преобразования происходят и в России. В Москве с 2010 года власти проводят политику по преобразованию столицы из «города для машин» в «город для людей», рассказал +1 руководитель Департамента природопользования и охраны окружающей среды города Москвы Антон Кульбачевский.

«Последние десять лет Москва лидирует по темпам и масштабам происходящих в городе изменений. Этот процесс начался в центре столицы и сейчас сместился на периферию. Программу „Моя улица“ логично сменила программа „Мой район“. Когда она будет реализована, городская среда полностью поменяется. Уровень комфорта выровняется, и в Москве не останется непрестижных районов», — сообщил чиновник.

Для повышения качества среды в столице реализуется 14 масштабных государственных программ, семь из которых ориентированы на улучшение экологии. «В 2014 году в Москве были приняты основные принципы экологической политики города. Прежде всего они направлены на модернизацию промышленных предприятий и развитие транспортной инфраструктуры. Чем меньше заторов на дорогах, тем меньше вредных выбросов поступает в атмосферу», — пояснил Кульбачевский.

По его словам, уже сегодня город ощущает экологический эффект от реализации госпрограмм. За последние восемь лет уменьшились выбросы от предприятий теплоэнергетики, сэкономлено более 21% ежегодного потребления природного газа, выбросы от автотранспорта снизились на 218 тыс. тонн. В результате в 2018 году концентрации NO2 в жилых районах составили 33 мкг/м3, в целом по городу — 35 мкг/м3, что существенно ниже рекомендаций ВОЗ, рассказал чиновник.

Автор

Антон Чугунов