Установлена связь болезней ушей и нарушения навыков чтения у детей

Эксперты считают, что ранняя проверка слуха позволит устранить неточности в восприятии звуков и написании букв

Повторные инфекционные заболевания ушей у детей могут привести к трудностям в освоении чтения и письма в раннем школьном возрасте и привести к развитию глухоты. К такому выводу пришли ученые Университета Варвик и Университета Ковентри (Великобритания). О результатах их работы пишет издание The Conversation.

Ученые сравнили группу из 36 детей, страдающих дислексией (нарушение способности освоения чтения и письма), с группой из 29 детей, которые болели ушными инфекциями. Обе группы сравнили со здоровыми детьми того же возраста и детьми с одинаковым уровнем владения чтением. Все участники были школьного возраста. Ребятам давали задания на оценку грамотности и приобретенных фонетических и морфологических навыков. Затем повторно их навыки проверили спустя 18 месяцев, чтобы отследить развитие в обучении.

Оказалось, что треть детей, которые повторно переносили ушные заболевания, испытывали трудности с чтением в девятилетнем возрасте. У четверти детей другой группы, имевших проблемы с чтением, нашли небольшую степень глухоты, о которой ни родители, ни учителя не знали.

При этом ребята, которые один раз или несколько раз за свою жизнь болели ушными инфекциями, испытывали трудности с заданиями на фонетику. Таким образом, ученые вявили прямую зависимость между историей заболеваний и приобретаемым навыком чтения.

«Это происходит потому, что обучение чтения основывается на имеющихся у ребенка языковых знаниях. Дети, которые не всегда хорошо слышат речь, с трудом понимают, как произношение слов сопоставляется с их написанием», — объясняет старший научный сотрудник в области детского развития и образования Университета Ковентри Хелен Брэдмор (Helen Breadmore).

Дети даже с легкой глухотой могут иметь проблемы в понимании разговоров в оживленном помещении, вроде классной комнаты. Тем не менее, недостатки в навыке чтения из-за проблем со слухом, говорят специалисты, можно устранить. Поскольку обучение чтению — это и грамматика, и понимание связи между буквами, их написанием, произнесением звуков, правописанием, то освоить чтение и письмо в полной мере дети с нарушениями слуха все-таки могут.

Решение проблемы ученые приводят на примере Великобритании. Там все новорожденные проходят проверку слуха. Политика правительства также рекомендует повторную проверку в начале обучения в школе.

Специалисты подчеркивают, что тестирование слуха у детей, особенно переболевших ушными инфекциями, поможет врачам, учителям и родителям верно оценить наличие или отсутствие проблемы и помочь ребенку. История заболеваний ребенка должна быть известна, и рассматривается она как фактор риска. Ученые предупреждают, что важно выявить проблемы со слухом на ранней стадии, пока у детей нет проблем с правописанием и другими навыками чтения. В дальнейшем, вероятно, после устранения проблемы, будет возможно подтянуть восприятие звуков и букв.