Тренировки в стиле эко

В России стал моден экологичный образ жизни. Есть спрос — появились и тренеры, которые обучают экопривычкам других. Как снижать свой экослед и работать с массовой аудиторией, +1 рассказали основатели компании «Зелёный Драйвер» Роман Саблин и Александр Башкирцев.

— Расскажите, с чего все началось, как вы сами вдруг начали вести экологичный образ жизни?

Роман Саблин:
— В мае 2010 года я познакомился в Москве с тремя экоактивистами и понял, что и сам так могу. Начал сортировать отходы, купил авоську, попробовал мыть посуду горчицей
 — словом, начал снижать нагрузку на окружающую среду. А уже в июле вместе с единомышленниками запустил эксперимент: мы сняли бывшую коммуналку и стали учиться экожизни, показывать пример другим. За год наш «ЭкоЛофт на Пятницкой» посетили более тысячи человек. Было интересно и весело. Правда, тогда нам не хватало знаний про экологию: о ней не говорили «из каждого утюга», как сейчас. Искали информацию сами, читали переводные брошюры, общались с экоактивистами.

Александр Башкирцев:
— Мне повезло познакомиться с людьми, которые первыми в России подняли вопрос об утилизации батареек. Это было около восьми лет назад. После этого я уже не мог, как раньше, выбрасывать батарейки в мусорное ведро. Начал исследовать тему сбора и утилизации опасных отходов: изучил зарубежную практику и даже попытался внедрить учебную программу по обращению с опасными бытовыми отходами в систему школьного образования. На батарейках я не остановился: стал пропагандировать опыт утилизации других видов отходов — пластика, бумаги, металла.

— Что вам лично это дает?

Роман Саблин:
— В 2009 году мне было 29 лет, я руководил PR-отделом корпорации, у меня были хорошие карьерные возможности. Но хотелось чего-то нового, я заразился «зеленым вирусом», прошел через «ЭкоЛофт» и через полтора года понял, что многим людям нужен проводник в мир экологичной жизни. Напечатал визитки на переработанной бумаге, назвал себя «экотренером» и начал выступать — сначала в Москве, а потом по всей России. В 2013 году вышла моя книга «Зелёный Драйвер. Код к экологичной жизни в городе». В 2018 году познакомился с Александром Башкирцевым, и мы основали компанию «Зелёный Драйвер». Кроме того, на одной из экоконференций я познакомился со своей будущей женой Любовью, и в нашей семье уже подрастает юный экологист Савва.

Александр Башкирцев:
— Я в одном из вузов Екатеринбурга несколько лет читал лекции по региональной экономике, государственному и муниципальному управлению. Получил научную степень кандидата экономических наук. Преподавать мне нравилось, но меня не удовлетворяли ни область приложения усилий, ни доход, ни консервативный подход к обучению. Я решил уйти в предпринимательство: открыл кофейню, магазин здорового питания, запустил кондитерское производство, торговал щебнем, сантехникой и отделочными материалами. Денег заработал больше, но ничего не пришлось по душе. Вернулся в сферу образования, но уже как продюсер и тренер.

— Кто такие экологисты? Какие цели они преследуют?

Роман Саблин:
— Это люди, ведущие экологичный образ жизни. Они несут ответственность за свои действия и повседневные привычки и стремятся минимизировать свое негативное воздействие на окружающую среду. В словаре Ожегова «экологист» определяется как «человек, занимающийся состоянием окружающей среды, природы, их защитой», а с английского ecologist переводится еще и как «эколог». Мы не хотим быть «эконутыми», «экофриками» или «экожмотами», поэтому используем универсальное слово «экологист». В России так себя называют уже сотни тысяч людей.

Александр Башкирцев:
— Выключаешь воду, когда чистишь зубы, ходишь в магазин с многоразовой сумкой, сдаешь батарейки и макулатуру в переработку — и ты уже начинающий экологист. А если сдаешь в переработку все виды вторсырья, решил вопрос с органическими отходами в квартире, разбираешься в экомаркировке и приучил к экопривычкам свою собаку или кошку — можешь считать себя продвинутым экологистом. Важно отличать новый термин «экологист» от уже привычных «экоактивист» и «эколог». Экоактивист защищает окружающую среду, участвуя в акциях, а эколог — это специалист, который изучает состояние окружающей среды. Экологист же может не иметь специального образования, но он ведет экологичный образ жизни, заботится о себе и о мире в целом. Мы в «Зелёном Драйвере» рассказываем о способах экологизации жизни в нашем онлайн-курсе «Школа экологистов».

— Вы считаете, что «критическая масса» экологистов, необходимая каждой стране, — это 5% населения. Почему именно столько? Что они смогут изменить?

— 5% экологистов — для России это всего 7 млн человек. Эта «критическая масса» запускает необратимые изменения в обществе. Они создают экостартапы, социальные экопроекты, влияют на законодательные инициативы. А они необходимы, так как экологический вызов — самый серьезный из тех, что стоят перед человечеством. Мы действуем «снизу», показываем все на личном примере: раздельный сбор, ответственные закупки, эковолонтерство.

Но 7 млн экологистов в стране сами не появятся. Будем развивать и прокачивать наши обучающие курсы — «Школу экологистов», «Школу экотренеров», «Школу экоконсультантов», собирать команды в регионах. Сейчас активно развиваем видеоканал «Зелёный Драйвер». А в конце ноября проведем трехдневный интенсив для экоактивистов «Код экологичной жизни» в Архангельске, где будем прорабатывать с участниками базовые экопривычки. А затем организуем эконетворкинги в Южно-Сахалинске и Владивостоке.

— Как, на ваш взгляд, заставить людей не просто ходить на лекции, а действительно что-то менять в своей жизни?

— Заставлять — бесполезно. Мы мотивируем. Кроме того, мы работаем с теми, у кого есть запрос на изменения. Помочь может, в том числе, игровой формат — как, например, всероссийская игра +1ГОРОД, которая стартовала в десяти городах и в следующем году продолжится еще в 21 городе. Так люди не только получают призы, но и приобретают полезные привычки. Мы тоже участвуем как партнеры и дарим десять сертификатов на продвинутый уровень «Школы экологистов» самым активным, чтобы они могли присоединиться к нашему сообществу.

Кроме того, чтобы продвигать идеи осознанности, важна системная перезагрузка на всех уровнях: человек — общество — бизнес — государство. В России не хватает удобных информационных сервисов. Очень многие люди готовы что-то делать, нужно только рассказать им, как, где и с кем. Такой инструмент, как +1ГОРОД, например, делает устойчивую инфраструктуру понятной и доступной каждому, и теперь экологичный образ жизни — это не удел избранных.

— Не кажется ли вам, что в России «критическая масса» будет сконцентрирована в двух городах — Москве и Санкт-Петербурге? Наблюдаете ли вы какие-то позитивные изменения в регионах?

— В регионах живут много деятельных людей, и там тоже происходят изменения: где-то медленнее, а где-то быстрее, чем в Москве и Санкт-Петербурге. Город с самым удобным раздельным сбором — Саранск, первый магазин без упаковки открылся в Петрозаводске, самый успешный проект по гаражной переработке пластика Precious Plastic Russia реализуется в Ингушетии, а самый интересный и необычный пункт приема вторсырья «НеМузей мусора» работает в Екатеринбурге. Экологисты есть в каждом городе, мы знакомим их между собой на нетворкингах. В ноябре этого года в Москве мы провели I Конгресс экологистов: 12 часов, 16 экспертов, 300 участников — и половина из них приехала из регионов России.

«Зелёный Драйвер», например, готовит несколько просветительских экопроектов с коллегами из Казахстана. С нашим «Сообществом экоблогеров» мы помогали сотрудникам российского отделения Greenpeace организовать приезд в Россию Беа Джонсон — вдохновительницы и консультанта по жизни в стиле zero waste, автора книги «Дом без отходов». С 2010 года мы следим за другим коллегой из США — Колином Биваном. Он провел год на низкоуглеродной диете, про него сняли документальный фильм «Нулевое влияние». А американец Роб Гринфилд владеет компанией, во многом родственной «Зелёному Драйверу». Он известен эпатажными экспериментами. Например, Роб 30 дней складывал в костюм с пластиковыми карманами все свои отходы и ходил так по улицам.

Çàãðóçêà...