14.08.2019
6 минут на чтение

Чинить нельзя выкинуть

Сегодня рост числа мобильных телефонов опережает рост мирового населения. Согласно прогнозам, объем производства смартфонов в 2019 году составит 1,41 млрд штук. Хотя техника становится все более функциональной и удобной, она быстро устаревает морально, чаще ломается и все реже подлежит ремонту — иногда гаджет легче заменить, чем починить. По мнению мастеров, производители намеренно скрывают важную для ремонта информацию об устройстве и ограничивают доступ к необходимым комплектующим. Почему нас лишают права на ремонт, разбирался +1.

Фото: Flickr.com/EzeeFix Enterprise

Замкнутый круг

Cервис iFixit, на сайте которого люди могут публиковать инструкции по выявлению неисправностей и починке электроники, регулярно составляет рейтинг ремонтопригодности ноутбуков, телефонов и планшетов. Место устройства зависит от того, насколько сложно его вскрыть и заменить основные детали. Дополнительные баллы начисляются за возможность модернизации и модульность компонентов. В настоящее время список возглавляют смартфон Fairphone 2 (2015 года выпуска), планшет HP Elite x2 (2016) и ноутбуки HP EliteBook 840 G3 (2017) и Dell Latitude E5270 (2017), а замыкают — смартфоны Essential Phone (2017) и HTC One (2013), планшеты из линейки Microsoft Surface Pro и ноутбук Microsoft Surface Laptop (2017).

Схожей аналитической работой занимается Greenpeace. В 2017 году организация опубликовала отчет Guide to Greener Electronics, в котором оценила 17 ведущих мировых производителей потребительской электроники по уровню их воздействия на окружающую среду, в том числе с точки зрения обновляемости и ремонтопригодности изделий. Высокие баллы получили компании Fairphone, HP и Dell. Пользователи модульного смартфона Fairphone, например, могут самостоятельно заменять детали, а в конструкциях большинства продуктов Dell и HP вместо клея применяются стандартные крепления, что заметно облегчает ремонт. Apple, как отмечают эксперты, наоборот, использует нестандартные комплектующие и намеренно усложняет доступ к внутренним деталям своих устройств. LG и Samsung, согласно отчету, в последнее время производят менее ремонтопригодные смартфоны, однако соблюдают требования для ноутбуков.

В 2017 году Greenpeace запустила кампанию Rethink IT с целью побудить технологический сектор пересмотреть традиционную модель производства электроники в пользу циклической экономики.

Многие пользователи и мастера жалуются на то, что IT-гиганты пытаются установить монополию на ремонт своих продуктов. Так, Apple продает детали только авторизованным сервисам, которые должны платить за это бренду и не имеют права выполнять некоторые виды работ. В случае нарушения правил компания может применить санкции.

В 2017 году норвежские таможенники перехватили груз — 63 экрана для iPhone 6 и 6S с закрашенными товарными знаками Apple, предназначавшиеся для мастерской PCKompaniet, и сообщили об этом IT-гиганту. Юристы компании потребовали у владельца сервиса Хенрика Хюсеби немедленно прекратить использование «контрафакта», выплатить компенсацию в размере $3,5 тыс. и признать свою вину, чтобы избежать судебного разбирательства. Хюсеби отказался от сделки, заявив, что PCKompaniet никогда не продавала товары под маркой Apple и не давала клиентам соответствующих гарантий. Норвежец выиграл судебное разбирательство, но компания до сих пор пытается привлечь его к ответственности.

Американский специалист по ремонту Луи Россманн считает, что, возможно, Apple прощупывает почву: если ей удастся выиграть дело, создав прецедент, это станет большим ударом для независимых мастерских. Сам Россманн столкнулся с аналогичной ситуацией в США: пограничники конфисковали партию аккумуляторов для ноутбуков на пути в его сервис по ремонту в Нью-Йорке.

На этом претензии к Apple не заканчиваются. Компания устанавливает на устройства средства защиты, которые могут лишить человека, воспользовавшегося неавторизованным ремонтом, доступа к работе с системой. Пару лет назад после программного обновления iOS 9 на iPhone 6 с неоригинальной кнопкой Home возникала «Ошибка 53» (Error 53), по сути превращающая смартфон в бесполезный аксессуар. И хотя Apple объяснила, что ошибка «является результатом проверок безопасности, призванных защитить пользователей», многим пришлось навсегда распрощаться со своими гаджетами.

Фото: Flickr/Fairphone

Борьба за всеобщее право на ремонт

Такое положение дел на рынке привело к тому, что противники монополизации ремонтных услуг начали продвигать свои идеи на законодательном уровне. В США набирает популярность движение «Право на ремонт» (The Right to Repair). Законопроекты, которые обяжут производителей раскрывать сервисную информацию о своей продукции и продавать запчасти независимым ремонтным мастерским и частным лицам, рассматривают 20 штатов.

Евросоюз подготовил новые нормативы, обязывающие производителей крупной бытовой техники, телевизоров и осветительных приборов выпускать товары, которые будут служить дольше и которые смогут ремонтировать сами пользователи и неавторизованные сервисы. Европейское экологическое бюро настаивает на том, чтобы директива также охватила производителей смартфонов и принтеров.

В конце прошлого года британские активисты опубликовали «Манчестерскую декларацию» и потребовали у властей и бизнеса сделать ремонт доступнее для широкого круга лиц.

Опасные гаджеты

Ежегодно в мире производится 50 млн тонн электронных отходов. Это 6 кг на каждого жителя планеты. Если ситуация не изменится, к 2050 году объем производства таких отходов достигнет 120 млн тонн ежегодно. Примечательно, что в одной тонне подобного мусора содержится в сто раз больше золота, чем в тонне золотой руды, а общая стоимость электронных отходов оценивается в $62,5 млрд, что превышает ВВП многих стран мира. При этом на «официальную» переработку отправляется менее 20% такого мусора. Остальное либо оказывается на свалках, либо утилизируется кустарно.

Для решения проблемы необходимо увеличить объемы переработки электронных отходов и изменить отношение потребителя к отремонтированным и подержанным устройствам. Согласно исследованию Фонда Эллен Макартур (Ellen MacArthur Foundation), около 50% людей готовы использовать бывшую в употреблении технику, но опасаются столкнуться с техническими неисправностями и финансовыми рисками.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки