28.06.2019
6 минут на чтение

Мне в свое!

Как прогрессивные ритейлеры осваивают торговлю без упаковки — в материале +1ГОРОД

Фото: Unsplash/Annie Spratt

Люди, жившие в СССР, помнят бидоны с разливным молоком и сметаной, авоськи и сумки из ткани. Печенье, макаронные изделия и крупы можно было покупать на развес, яйца складывали в собственные сумку-сетку или контейнер.

Сегодня производители продуктов питания и торговые сети фактически навязывают покупателю пластиковую упаковку: чего стоят овощи на поддоне из полистирола, который не поддается переработке, или использование полиэтиленовой пленки, которую также невозможно утилизировать. Вследствие отсутствия развитой федеральной системы обращения с мусором миллионы тонн упаковки отправляются на свалку, а полистирол и полиэтилен — на вечную свалку.

Однако экологически и социально ответственные ритейлеры постепенно переходят к альтернативным видам упаковки, а то и вовсе отказываются от нее. Согласно рейтингу Greenpeace за 2018 год по числу наименований, отпускаемых на развес, в категории «Гипермаркеты» лидируют: «Ашан» — в нем можно купить в свою тару 43 из 45 наиболее популярных продуктов, «Глобус» — 35 наименований, «Лента» — 30. В категории «Супермаркеты» — Eurospar (37), «Ашан» (31) и «Атак» (30). В категории «Магазины шаговой доступности» — «Мария-Ра» (30), «Пятерочка» (27) и «Дикси» (26).

Полезные кейсы

Есть, однако, ритейлеры, целенаправленно специализирующиеся на торговле без упаковки. Среди них — столичный Zero Waste Shop. Здесь можно приобрести крупы, кофе, чай, масло на развес, средства для мытья посуды и стирки в розлив, таблетки для чистки зубов. В ассортимент входят товары для экологичного образа жизни: мешочки для покупок, косметика в возвратной таре, бамбуковые зубные щетки, многоразовые детские подгузники.

По словам владелицы магазина Ларисы Петраковой, с момента открытия продажи выросли в несколько раз. Отмечена позитивная реакция случайных посетителей, оказавшихся в Zero Waste впервые.

«В первую очередь мы рассказываем, зачем пользоваться своей многоразовой тарой, затем предлагаем купить у нас многоразовые мешочки, в которые в дальнейшем можно складывать покупки», — рассказывает Лариса. Если срок годности товара подходит к концу, его передают в сервис по фудшерингу.

Интернет-магазин NettoMarket существует недавно: работа над проектом началась в феврале, а сайт запущен в работу в начале мая. В ассортименте — крупы, специи, макаронные изделия, растительные масла и чаи, а также некоторые промышленные товары — «вечные тетради», стальные бутылки и многоразовые бахилы, позволяющие сократить количество мусора. Для расфасовки продуктов используется тара покупателя либо оборотная тара — многоразовая упаковка, которая возвращается поставщику и используется снова. Клиенты заказывают товары с доставкой через интернет. Первыми идею поддержали участники волонтерских акций по раздельному сбору отходов. Благодаря интернету и «сарафанному радио» число покупателей растет.

При покупке товаров в оборотной таре клиент может внести залог за контейнеры, а когда они опустеют, обменять их без доплаты на свежие продукты при следующей доставке. Или за небольшую компенсацию ожидания курьера пересыпать продукты в свои подготовленные емкости. Политика магазина предусматривает особую работу с поставщиками, с учетом экологичности упаковки. Например, макаронные изделия поставляются в двадцатикилограммовых трехслойных мешках из бумаги — без пластиковых прослоек и прочих неперерабатываемых материалов.

«Магазин подбирает поставщиков, готовых работать с применением оборотной тары и использующих при расфасовке продукции безопасные материалы, пригодные для вторичной переработки, — комментирует представитель магазина Анастасия Леканова. — Очень любим "идейные" проекты и заинтересованы в более плотной работе в нише полезных для здоровья продуктов».

По словам Лекановой, продажа товаров в оборотной таре делает их дешевле для покупателей. «Но преимущество заключается еще и в том, что продукцию некоторых производителей можно купить у нас в необходимом клиентам объеме: больше или меньше стандартной упаковки в магазине. Это тоже отражается на цене», — отмечает Леканова.

Недавно магазин объявил о новой возможности для покупателей — сдавать стеклянные банки с крышками для использования при отсутствии собственной тары.

«Есть клиенты, которым понравилась идея с оборотными контейнерами, но в основном предпочитают использование своей тары при доставке и самовывозе.

Идея с банками — это наша некоммерческая инициатива. Мы никак не ожидали, что о ней узнает так много людей. Мы понимаем, что мало кому удобно привозить баночки к нам, многие спрашивают про доставку. Будем думать, как это можно реализовать», — говорит Леканова.

Отдел товаров на развес, где продают свыше 50 наименований, открылся в сети магазинов «ВкусВилл» в Москве. Здесь отпускают продукцию в тару покупателя, продают многоразовые мешочки для круп, бутылки для масел, восковые салфетки, стеклянные и металлические трубочки для напитков. Согласно информации на официальном сайте, возможно появление таких отделов и в региональных магазинах сети.

Мнение эксперта

Член совета Гильдии маркетологов Дмитрий Тюрин, однако, предупреждает, что практикой торговли на развес могут воспользоваться и недобросовестные ритейлеры в корыстных целях.

«Развесной товар, как правило, дороже фасованного, за счет экономии на упаковке. Но выгода магазинов в торговле весовой продукцией может состоять в возможности размещения просроченных товаров или с заканчивающимся сроком годности, ведь в случае весовой продукции не надо писать дат производства и сроков хранения. При этом для такого товара магазин может сам увеличивать срок хранения, пока продукт уже визуально не станет выглядеть испорченным. Риски потребителей, желающих сэкономить за счет более низкой цены весовой продукции, состоят и в том, что данный товар может транспортироваться, храниться и выкладываться без надлежащей защиты от микробов, пыли и попадания посторонних предметов и насекомых. То есть за все эти риски потребитель расплачивается желанием купить дешевле. А магазинам такая форма торговли дает возможности для повышения сбыта своей продукции и сокращения потерь. Например, как только заканчивается срок годности упакованной продукции, магазин может вскрыть упаковку и пересыпать весь товар в весовой формат», — отмечает Дмитрий Тюрин.

На вашей почте письмо со ссылкой для подтверждения подписки