Кино без попкорна

+1 представляет самые резонансные документальные фильмы последних 10 лет о проблемах экологии и устойчивого развития. Картины отмечены общим апокалиптическим взглядом на проблемы. Авторы бьют тревогу: если человечество не поменяет свое отношение к окружающей среде, то совсем скоро под угрозой окажется существование всей нашей цивилизации.

Дом. Свидание с планетой / Home

Франция, 2009

Режиссер — Ян Артюс-Бертран

Знаменитый французский фотограф дикой природы Ян Артюс-Бертран стал режиссером картины. Продюсерскую, почти благотворительную помощь ему оказал Люк Бессон.

На протяжении полутора лет в 53 странах мира Артюс-Бертран снимал с высоты птичьего полета пейзажи планеты (в роли птицы выступал вертолет с камерой высокого разрешения Cineflex). Бюджет ленты составил €10 млн. Правообладатели отказались от коммерческого использования картины, чтобы благодаря бесплатному показу по всему миру охватить как можно большую аудиторию.

«Дом. Свидание с планетой» — поразительная история о красоте Земли и ее бездарно растрачиваемых богатствах, безвозмездно оставленных человеку в наследство. Именно человек катастрофически изменил облик планеты всего за 200 тыс. лет. Жизнь людей была относительно сбалансированной, пока человек не открыл нефть. И чем больший энергетический голод испытывает человечество, тем более варварскими методами оно его утоляет. Безответственное потребление и неумение правильно расставлять приоритеты — главные враги всего живого на Земле, считают создатели картины. «Все, что вы видите в фильме, подтверждается статистикой, которой располагают тысячи ученых и ООН. Так что происходящее в мире действительно внушает большие опасения», — говорит Ян Артюс-Бертран.

За 10 лет, которые прошли после выхода «Дома» на экраны, многие из этих опасений, увы, только усугубились.

Единство / Unity

США, 2015

Режиссер — Шон Монсон

Документальный фильм, который Шон Монсон снимал 7 лет, состоит из пяти частей: «Космос», «Разум», «Тело», «Сердце» и «Душа».

Космос отражается в человеческом разуме, разум посылает сигналы телу, сердце впитывает сигналы из Космоса и мозга, и все это обретает единство в душе.

Планета тоже едина. Человечеству нужно бережно относиться ко всем ее обитателям. Земля и все ее население — это один организм, в котором нет места иерархическому разделению.

Утопия? Наверное. Но для Монсона это та модель мира, к которой нужно стремиться, чтобы история землян не закончилась крахом. Человек, животные и растения одинаково ценны для планеты. И если мы хотим выжить, то нам, как считают создатели фильма, нужно понять, что наше будущее — в единстве всех обитателей Земли.

Для единого организма важны все его части, ликвидация отдельных частей ведет ко всеобщей болезни, но заблокированный для тонких космических сигналов мозг не способен адекватно воспринимать и ликвидировать угрозы.

Поводов для оптимизма у автора немного: фильм насыщен жесткими документальными кадрами, которые подтверждают: за сотни веков люди так и не научились ладить друг с другом, не научились хранить и приумножать сокровища природы.

Перед потопом / Before the Flood

США, 2016

Режиссер ­­— Фишер Стивенс

«Как актер, я зарабатываю игрой. Изображаю вымышленных героев, которые решают выдуманные проблемы. По-моему, человечество так же относится к изменению климата», ­­— заявил с трибуны ООН Леонардо Ди Каприо, когда в сентябре 2014 года его назначили послом мира ООН по вопросам климата.

Этот документальный фильм, в котором Ди Каприо выступил в роли сопродюсера и рассказчика, — попытка знаменитого актера изменить легкомысленное отношение людей к изменению климата и призвать их к активным действиям. Исполнительным продюсером картины стал Мартин Скорсезе. Съемки продолжались два года. Суматра, Гренландия, Ватикан, далее — везде. Команда Ди Каприо ездила по проблемным местам планеты, чтобы показать зрителю, к каким разрушительным последствиям уже привело изменение климата. Многие биологические виды вымерли, «скорая помощь» ООН и знаменитостей опоздала. Лео общается в кадре с Бараком Обамой, Илоном Маском, Папой Римским, учеными, промышленниками, защитниками окружающей среды, спрашивая их об одном: что нужно сделать, чтобы изменение климата не стало фатальным?

«Необходимо провести значительные преобразования, которые приведут ко всеобщему осознанию масштабов проблемы, к эволюции человечества», — утверждает Ди Каприо. Одной из первых глобальных мер, по его мнению, должно стать введение углеродного налога. Дабы не быть голословными, Ди Каприо и съемочная группа добровольно заплатили такой налог. Эти средства были перечислены на защиту дождевых лесов. Посильно предотвращая потоп, картина оставила глубокий антиуглеродный след в умах и сердцах зрителей.

Çàãðóçêà...